Ракетный крейсер «Москва»

пр.1164, SLAVA class
Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0

Ракетный крейсер "Москва"

Ракетный крейсер (РКР) «Москва» предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп (КРУГ), решения задач коллективной противовоздушной обороны (ПВО) соединений в удаленных районах. Вспомогательными задачами являются борьба с подводными лодками (ПЛ), огневая поддержка десантных операций, обстрел побережья противника.

Основные характеристики ракетного крейсера «Москва»

Экипаж, чел 510
Водоизмещение , т
Стандартное
Полное
9 800
11 280
Дальность хода, миль
полная (на 30уз.)
экономная
2 500
6 000
Скорость, уз.
полного хода
экономная
32
15
Автономность, сут. 30
Главная энергетическая установка
газовая турбина, л.с.
паровых котлов
турбогенераторы, kW
дизельгенераторы, kW
4 x 22 500

x0
x0

Габариты, м:
длина
ширина
высота по миделю
осадка
186,5
20,8
42,5
7,6

История

60-е годы ознаменовались массовым принятием на вооружение во всех флотах мира боевых кораблей, имеющих в качестве основного оружия крылатые ракеты класса “корабль-корабль”. Одновременно резко возрастает роль подводных лодок как главной ударной силы флотов. Это не могло не привести к появлению новых классов боевых кораблей-носителей крылатых ракет и кораблей, специально предназначенных для борьбы с подводными лодками.

Следующее десятилетие характерно развитием борьбы с авианесущими группами кораблей. В ответ на развитие морских сил вероятного противника создается отечественны комплекс «Базальт» с телеуправляемой противокарабельной ракетой (ПКР) П-500, оснащаемой обычной или ядерной боевой часть, двигающейся в полете по сложной траектории. Комплекс «Базальт» располагал усовершенствованной системой распределения целей между ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере авианесущей ударной группы (АУГ) вероятного противника. На ПКР П-500 была впервые установлена система радиоэлектронного противодействия (РЭП), обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания «Легенда» (на вооружении с 1976 г.) и самолетами Ту-95РЦ.

Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время РКР. Комплексом ПКР П-500 планировалось оснастить крейсера с газотурбинными установками проекта 1164 «Атлант», головным кораблем которого стал РКР «Москва» (при закладке «Слава»).

РКР «Москва» по своим боевым возможностям намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса. Ракетные комплексы “корабль-корабль”, зенитные системы ПВО и ПРО артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня и ближнего боя, торпедные аппараты составляют ударную мощь корабля.

Главная газотурбинная установка крейсера на каждом валу имеет по два форсажных и одному маршевому двигателю. Корабль развивает скорость до 32 узлов

Ракетный крейсер "Москва"Главное ударное оружие РКР «Москва» — противокорабельные крылатые ракеты Ракета «Базальт» П-500 (4К80) — первая отечественная крылатая ракета морского базирования с высокой сверхзвуковой скоростью полета. Первоначально (в 1975г.) принята на вооружение атомных подводных лодок проекта 675. В 1977 году — на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143.

Ракета массой до 6 тонн обладает скоростью полета 2-2.5М, дальностью стрельбы до 550 км и мощной фугасно-кумулятивной боевой частью в 500 кг или ядерным БЗ.

На крейсере «Москва» ракеты П-500 располагается в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.
На крейсере «Варяг» пр.1164 ПКР «Базальт» заменен на ракеты «Вулкан»(предполагалась аналогичная замена для предыдущих кораблей). Отличие комплекса П-1000 «Вулкан» состоит в другой ракете (3М-70), где за счет новых технических решений и частичного снятия брони дальность стрельбы возросла до 700км. Перезарядка комплексов «Базальт» и «Вулкан» производится только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.

Ракетный крейсер "Москва"В систему противовоздушной обороны РКР «Москва» входит многоканальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) коллективной — зональной обороны С-300Ф «Форт» с 64 ракетами 5В55 (SA-N-6) заряженных в 8 барабанов. Дальняя граница зоны поражения 75 км, ближняя — 5 км на высоте целей до 25 километров числом до 12. Максимальная скорость ЗУР до 2000 м/с.

Комплекс предназначен для защиты ордена кораблей от атак современных и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью.
В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа. Старт ракеты – подпалубный, вертикальный из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты, что обеспечивает пожаро — взрывобезопасность погреба.

Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей заданном секторе ответственности.
Пуск ракеты производится из контейнера под пусковым люком. После схода ракеты ракеты барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК.

Ракетный крейсер "Москва"Средства ПВО крейсера имеют также ЗРК самообороны — «Оса-М» (48 ракет).
Комплект обеспечивает пуска зенитных управляемых ракет 9М33 (SA-N-4) с 2-х пусковых установок (2х2) по воздушным и надводным целям. «Оса-М» самостоятельно решает задачи ближней обороны надводных боевых кораблей и вспомогательных судов, на которых он размещается, от атак одиночных противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов и малых надводных кораблей. Комплекс включает в себя систему управления, убирающуюся подвижную ПУ с хранилищем ракет и устройством перезарядки и противовоздушные ракеты. «Оса-МА» имеет дальность от 1,2 до 10 километров и высоту поражения от 25 до 5000 метров. Максимальная скорость цели составляет 600 м/сек.

Ракетный крейсер "Москва"Артиллерийское вооружение РКР «Москва» включает 2×2 130-мм артустановку АК-130 (боекомплект 2000 выстрелов) и 6 30-мм АУ АК-630 (боекомплект 16000 выстрелов) 130-мм двухорудийная корабельная автоматическая установка автоматизированного арткомплекса АК-130-МР-184 Предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям. Дальность стрельбы до 22 км., скорострельность 30 выстр/мин на ствол. Боекомплект 180 выстрелов, масса без боекомплекта 98 тонн.

Артустановка, наряду с традиционными конструктивными элементами, присущими морским артиллерийским системам среднего калибра, имеет ряд оригинальных технических узлов, которые позволили — впервые в отечественной практике — достичь скорострельности, не имеющей аналогов в мире, что позволило эффективно решать задачи поражения воздушных (в т. ч. ПКР) целей, атакующих корабли на предельно малых высотах.
Ракетный крейсер "Москва"Наведение артустановки и управление огнем при ее боевом использовании осуществляется дистанционно, в автоматическом режиме, от автоматизированной радиолокационной системы управления (АРЛСУ) МР-184, от дальномерного визирного устройства (ДВУ) или от автономного башенного оптического прицельного устройства (БОПУ) «Конденсор-218» при помощи электрогидравлических приводов. Также предусмотрены ручные приводы наведения для повседневного технического обслуживания.

Скорострельность артустановки регулируемая: от одиночных выстрелов и залпов (одновременно двумя автоматами) до очередей.
Корабельные 30-мм артустановки АК-630 (6 АУ) поражают воздушные цели, ПКР, малоразмерные суда, всплывающие мины, легко бронированные наземные цели. В 1989 году на вооружение принята ракетно-пушечная система ЗМ87 «Каштан», включающая модернизированную АК-630.

Несмотря на ударную «специализацию», крейсер располагает и противолодочным вооружением. Два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата и две ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, с 12-ю реактивными глубинными бомбами (РГБ-60) каждая, предназначены в основном для защиты корабля от торпед. В кормовой части крейсера размещается вертолет КА-27.

РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. Под установкой в подпалубном помещении располагается погреб с глубинными бомбами. Заряжание и разряжание пакета стволов производится с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не требуется. После заряжания последнего ствола РБУ автоматически переходит в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу.

Ракетный крейсер "Москва"

РГБ-60 являлись неуправляемыми реактивными снарядами с фугасными боевыми частями и реактивными двигателями на твердом топливе. Взрыватель УДВ-60, предназначенный для использования в РГБ-60, обеспечивал подрыв боевых частей бомб при ударе о цель и на заранее установленной глубине в пределах от 15 до 350 м. Значения глубины взрыва бомб вводились во взрыватели с помощью приборов управления стрельбой, дистанционно, по команде с ГКП. Стрельба могла быть залповая или одиночная, из одной или двух установок. РГБ совершая полет по баллистической траектории, приводняется на заданной дистанции.

Электронное оборудование РКР «Москва» включает боевую информационно-управляющую систему, системы управления стрельбой противокорабельными, противовоздушными ракетами, торпедной стрельбой. Имеются РЛС обнаружения воздушных целей, 3 навигационных РЛС и РЛС управления стрельбой 130 мм орудий, РЛС управления стрельбой 30 мм орудий. Радиоэлектронное противодействие обеспечивают активная и пассивная системы РЭП, система электронных помех из 2-х ПУ ПK-2 (200 ракет).

Крейсер вступил в боевой состав ЧМФ в 1982 году. В июле 1989 г. на крейсере проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ «убийцы авианосцев» (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.

В начале 1991 года РКР был поставлен в Николаеве на ремонт. Отсутствие средств на модернизация, распад Союза, не ясная судьба ЧМФ, халатность вели корабль к его продаже как металлолом. Однако, вмешательство московского мэра, выделенные бюджетом г.Москвы средства дали кораблю вторую жизнь.
В конце 2000 года РКР «Москва» прошёл все испытания и введён в боевой состав флота. Успешным был поход крейсера «Москва» в Средиземное море, включая официальный визит в Канны для участия в Днях культуры Российской Федерации во Франции. Корабль завершил плавание без единой поломки и замечаний. Личный состав отлично выполнил во время похода все боевые задачи, включая стрельбы.

Гибель крейсера «Москва». Куда «попали ракеты»

Потеря флагмана Черноморского флота стала серьёзным ударом по российскому военно-морскому флоту и одновременно самым массовым и самым популярным украинским пропагандистским мифом. На Украине «потоплению крейсера» посвящаются стихи и песни, почтовые марки и рекламные баннеры, брелки и футболки, карикатуры и анекдоты, бытовые слухи в соцсетях и сообщения официальных лиц, фейковые видео и фотографии. Такие мероприятия, реализуемые в рамках комплексной пропагандистской кампании, очевидно, призваны способствовать как сплочению населения вокруг идеи победы, так и поднятию боевого духа ВСУ. Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы уделим особое внимание вопросу гибели крейсера «Москва», проанализировав несколько имеющихся в нашем распоряжении фотодокументов.

Предыстория

Ракетный крейсер «Слава» был заложен на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара 5 ноября 1976 года, семь лет спустя строительство было завершено, и 30 января 1983 года на корабле был поднят флаг.

После девятилетней службы в составе Черноморского флота крейсер был отправлен на ремонт в Николаев, затянувшийся вместо запланированных восьми месяцев на более чем семь лет. После ремонта, унаследовав в 1995 году название списанного противолодочного крейсера «Москва», стал флагманом Черноморского флота.

Оставшаяся в 2016 году без хода «Москва» должна была в 2018 году встать на трёхлетний ремонт на Севастопольском морском заводе (филиал Центра судоремонта «Звездочка»), на что ранее не находилось средств. В качестве альтернативы рассматривался вариант, предусматривавший ремонт и модернизацию в Северодвинске по примеру однотипного «Маршала Устинова». В ожидании ремонта поддержание в рабочем состоянии систем и механизмов крейсера выполнялось экипажем сокращённого состава.

Как сообщалось, стоимость глубокой модернизации «Москвы» оценивалась суммой в 40–50 миллиардов рублей, однако, ввиду отсутствия средств, летом 2018 года было принято решение ограничиться ремонтом на «13 судоремонтном заводе Черноморского флота». К работам по восстановлению походной готовности флагманского корабля Черноморского флота приступили в октябре 2018 года, и уже 5 июня 2019 года состоялся пробный выход крейсера в море для выполнения комплексной проверки материальной части всех боевых частей с проведением ходовых испытаний главной энергетической установки корабля.

По возвращению в Севастополь на судне продолжился ремонт общекорабельных систем и механизмов. 21 апреля 2020 года в рамках плановых мероприятий по восстановлению технической готовности «Москва» была поставлена в сухой док ООО «Морской индустриальный комплекс» в Севастополе. В течение нескольких недель специалистами предприятия с привлечением сил 13-го судоремонтного завода были проведены доковый ремонт крейсера, осмотр подводной части и проверка ходовых систем и механизмов.

Представитель заводской пресс-службы сообщил:

Корабль прослужит после ремонта не один десяток лет. На крейсере была проведена масштабная работа по ремонту и модернизации. «Москва» выйдет из дока с капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС. Кроме того, на корабле заменены сотни метров кабель-трасс.

Источник в оборонно-промышленном комплексе в интервью агентству ТАСС дополнил заводскую информацию следующими сведениями:

На крейсере в ходе ремонта заменены второе дно, цистерны, часть подводного корпуса, что, по оценкам специалистов, позволит ему быть в строю ещё как минимум 20 лет.

После четырёх лет и восьми месяцев отстоя, 2 сентября 2020 года для отработки курсовой задачи К-2 крейсер вышел в открытое море.

После возвращения в строй «Москва» приняла участие в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020», провела стрельбы ракетным комплексом П-1000 «Вулкан». 27 апреля 2021 года в ходе учений и совместных с кораблями Черноморского флота и вертолётами морской авиации маневров экипаж крейсера провёл тренировки по применению главного ракетного комплекса, а также артиллерийские и зенитные стрельбы по надводной цели. Семнадцатисуточная боевая служба в Средиземном море летом 2021 года была прервана, как было объявлено, из-за повышенной активности там военно-морских сил стран НАТО, однако не исключено, что вернулись к месту постоянной дислокации вследствие проблем с главной энергетической установкой.

В феврале 2022 года командующий Черноморского флота адмирал И. В. Осипов лично проверил способность крейсера «Москва» отражать ракетные удары.

Пожар

В начавшейся 24 февраля специальной военной операции флагман Черноморского флота принял деятельное участие – от атаки острова Змеиный до последующего затем несения блокадной службы.
Ракетный крейсер "Москва"

У острова Змеиный, 24 февраля 2022 года.
Согласно некоторой информации, 13 апреля корабельная ударная группа (4 корабля), боевым ядром которой являлась «Москва», в 18:52 МСК находилась к востоку от острова Змеиный, в 80 морских милях от Одессы и в 50 морских милях от ближайшего побережья Украины. Некоторое время спустя на крейсере возник пожар, в результате которого, как было сказано в официальном сообщении, «сдетонировал боезапас».

Тип сдетонировавших боеприпасов не оглашается, но, учитывая, что противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» не пострадал, а пусковая установка зенитного ракетного комплекса «Оса-МА» выглядит неповреждённой, есть основание полагать, что речь идёт о боекомплекте одной из трёх батарей автоматических артиллерийских установок АК-630. Как известно, общий боезапас шести установок АК-630, сведённых в три батареи, на крейсерах проекта 1164 «Атлант» по штату насчитывает 48 000 патронов. Следовательно, в артиллерийском погребе одной батареи должно было находиться 12 000 патронов, а в двух подбашенных отделениях должно было быть ещё 4 000 патронов.

Исходя из официальной информации, можно предположить, что распространившийся пожар вызвал тепловой взрыв в артиллерийском погребе установок АК-630, где хранились 12 000 патронов. Оказавшись в огне, 30-мм патроны начали самопроизвольно «стрелять», и кинетической энергии снарядов, очевидно, хватило на пробитие переборок и борта корабля. К счастью, одновременной детонации всего батарейного боекомплекта не произошло, взрывы патронов были разнесены во времени и после локализации очага возгорания прекратились. Однако корпус корабля к тому времени получил серьёзные повреждения.

14 апреля к «Москве» подошли спасательные буксирные суда «Спасатель Василий Бех» и «Шахтёр». Позже один из них буксировал крейсер, согласно данным европейского спутника Sentinel-1 – около тридцати трёх с половиной миль, пока в условиях начавшегося волнения на море «Москва», на которой к этому времени должны были быть затоплены не менее трёх водонепроницаемых отсеков, не потеряла остойчивость и не опрокинулась на левый борт.

Экипажа крейсера насчитывал 424 человека, из них 396 были переправлены на другие корабли Черноморского флота. При тушении пожара погиб один человек, 27 считаются пропавшими без вести.

Мифы о двух ракетах

Крейсер ещё оставался на плаву, когда сначала украинские, а следом и западные СМИ, не приводя никаких доказательств, безапелляционно заявили, что «Москва» якобы была повреждена в результате ракетной атаки. Примечательно, что в различных источниках количество «попавших ракет» варьировалось от одной до трёх.

Впрочем, варианты с одним или тремя «ракетными попаданиями» в СМИ не прижились, и после появления фотографий терпящего бедствие крейсера, канонической версией стала версия «попаданий двух ракет».

Однако выглядит маловероятным, чтобы корабль, имевший обновлённый ЗРК «Оса-МА» и артиллерийские установки АК-630, а также его охранение, с высокой степенью вероятности включавшее один из трёх имеющихся в составе Черноморского флота фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» с ЗРК «Штиль-1» (по некоторым данным, «Адмирал Макаров»), не смог бы заметить и не сумел бы сбить ни одну дозвуковую ракету, являющуюся аналогом советской Х-35.

В виртуальной реальности боевой путь «Москвы» с самого начала проведения специальной военной операции стал обрастать пропагандистскими фейками. Это и вымышленные радиопереговоры «Москвы» с гарнизоном острова Змеиный, в ходе которых крейсер якобы был послан на три буквы. Это и официальное заявление президента Украины про то, будто бы все защитники острова Змеиный героически пали в бою, хотя на самом деле все восемьдесят два человека сдались в плен и были доставлены в Севастополь на спасательном буксире «Шахтёр». Это и утверждение, что командир крейсера якобы погиб при взрыве и пожаре, тогда как его живым и здоровым можно видеть на кадрах встречи главнокомандующего ВМФ адмирала Н. А. Евменова и командования Черноморского флота с экипажем крейсера.
Гибель крейсера «Москва». Куда «попали ракеты»

Командир крейсера «Москва» капитан 1-го ранга А. В. Куприн
Это и якобы гибель четырёхсот сорока двух членов экипажа крейсера, поскольку их эвакуации «воспрепятствовал» сильный шторм. Это и утверждение, что фотографии дрейфующей «Москвы» были сделаны с борта турецкого корабля, который якобы был первым, кто оказался на месте ЧП.

Нельзя не упомянуть и о безграмотных утверждениях, гласящих, будто флагман Черноморского флота имел на борту шестнадцать крылатых ракет «Калибр», а также что он якобы получил две ракеты, обе ниже ватерлинии. Венчают же это нагромождение лжи два полуофициальных заявления, согласно которым произошла детонация как «двух боевых частей ПКР «Вулкан» четвёртой пусковой установки левого борта», так и «боезапаса систем противовоздушной обороны – С-300 «Форт», ЗРК «Оса» и артустановок АК-630».

Сегодня можно констатировать, что все, имеющие отношение к гибели крейсера детали и подробности, фигурирующие в сообщениях западных и украинских СМИ, а также в российских СМИ либерально-демократического толка, как бы правдоподобно и убедительно они ни звучали, в физической реальности на поверку оказались фальшивками, сфабрикованными коллективным «министерством правды».

Именно по этой причине, ввиду отсутствия убедительных доказательств запуска и якобы попадания то ли одной, то ли двух, то ли трёх противокорабельных ракет в крейсер, предоставленных средствами объективного контроля, нет оснований принимать голословные заявления украинской стороны на веру. Тем более что на Украине до сих пор не назван ни один военнослужащий, причастный к «потоплению «Москвы», что даёт дополнительный повод усомниться в достоверности информации о «ракетной атаке».

Налицо парадоксальная ситуация – украинские и западные СМИ муссировали подвиги вымышленного лётчика-истребителя до тех пор, пока его образ не был развенчан, но при этом они же с полным равнодушием отнеслись к личности предполагаемого офицера ВСУ, под чьим руководством якобы был потоплен флагман Черноморского флота. Спросишь в Сети, как зовут национального героя и к какой награде он был представлен за совершённый подвиг, а в ответ – красноречивая тишина. Видимо, в Киеве учли прокол с «призраком Киева», якобы сбившим сорок русских самолётов, и решили не рисковать, вызывая из небытия ещё одного украинского «товарища Огилви», потопившего русский крейсер.

Пять гипотетических мест «попаданий ракет»

Пока выяснением причин гибели «Москвы» занимается специальная комиссия, мы можем предпринять попытку сформулировать собственную версию произошедшего на флагмане Черноморского флота, используя общеизвестные изображения повреждённого крейсера, но вначале необходимое отступление от темы.

В ряде посвящённых гибели крейсера статей, опубликованных в мировых СМИ, «независимые эксперты» – единодушно оставаясь в рамках ставшей уже канонической версии «двух попаданий» в «Москву» – плюралистично приводят три различных варианта распределения «попаданий ракет», указывая при этом на пять разных мест, куда, с их точки зрения, якобы попали ракеты. На прилагаемой фотографии показаны все пять таких гипотетических мест, пронумерованные автором для удобства восприятия.
Ракетный крейсер "Москва"
Ниже представлены три вышеупомянутых варианта «попаданий ракет» в крейсер, попавшиеся на глаза автору в статьях, опубликованных на различных сайтах.
Ракетный крейсер "Москва"

Ракетный крейсер "Москва"

Ракетный крейсер "Москва"

Варианты распределения «попаданий ракет» № 1–3.
Вынеся за скобки обоснованные сомнения в наличии у ВМС Украины оснащённых головкой самонаведения противокорабельных ракет собственного производства, обратим внимание на нижеследующее обстоятельство.

Во время испытаний 5 апреля 2019 года (без наведения на реальную надводную цель) «Нептун» пролетел, не снижаясь ниже десяти метров, расстояние 225 километров, хотя по паспорту высота полёта этой ракеты над гребнем волны – от трёх (ряд источников называет пять метров) до десяти метров.

Высота морских волн в районе патрулирования «Москвы» поздним вечером 13 апреля достигала одного метра, следовательно, теоретически минимальная высота полёта украинских ракет должна была быть не ниже четырёх метров, а то и не ниже шести метров. Таким образом, украинские ракеты в места «попаданий» № 2 и № 4, находящиеся на высоте менее четырёх метров от ватерлинии, попасть не могли.

Место «попадания» № 5 находится рядом с лацпортом торпедных аппаратов, поэтому, в случае попадания туда противокорабельной ракеты, боевые части пяти торпед СЭТ-65 (масса боевой части 205 кг), находящихся в нескольких метрах от предполагаемого эпицентра взрыва, неизбежно сдетонировали бы. Учитывая это соображение, а также принимая во внимание отсутствие каких бы то ни было видимых повреждений палубы, корпуса и надстроек – на месте даже лёгкий трап – можно сделать вывод, что тёмное пятно на фотографии – это не пробоина в борту, а копоть от дыма, выходившего из иллюминатора, расположенного непосредственно под условным «местом попадания» ракеты.
Ракетный крейсер "Москва"
«Попадание» № 3, как это можно видеть при увеличении соответствующего фрагмента фотографии, имеет прямоугольную форму.
Ракетный крейсер "Москва"
Данный факт позволяет сделать вывод, что это лист наружной обшивки, на котором вследствие внутреннего пожара выгорела краска. Определить, где именно находится это «попадание», позволяет совмещение фрагментов двух фотографий, на которых между двумя антенными постами МРП-3 «Кольцо» проведена вертикальная линия. Как видим, это «попадание» находится под батареей артиллерийских установок АК-630, где, как мы помним, хранились 12 000 патронов. А, как известно, в одном 30-мм патроне имеется 118 граммов пороха, соответственно в 12 000 патронах находится 1 416 килограммов пороха марки 6/7ФЛ.
Ракетный крейсер "Москва"
Ниже представлены «довоенные» фотографии этого же фрагмента корпуса крейсера, на которых отчётливо видны листы наружной обшивки, имеющие квадратную и прямоугольную форму, что подтверждает сделанный вывод о выгоревшей на листе обшивки краске.
Ракетный крейсер "Москва"
«Попадание» № 4 находится на высоте примерно 3–3,5 метра и выглядит как пятно квадратной формы. Очевидно, это также выгоревшая краска на листе наружной обшивки. «Попадание» № 2 также расположено чересчур низко для попадания ракеты, следовательно, это не пробоина, а покрытый копотью участок корпуса. «Попадание» № 1 – просто одно из чёрных пятен на тёмном фоне, и ничто стороннему наблюдателю не указывает на то, что в это место попала ракета.

В завершение обзора гипотетических «мест попаданий» в крейсер «Москва» представим пару фотографий, на которых видно, как выглядят места попаданий противокорабельных ракет Exocet с массой боевой части 165 кг (у ракеты «Нептун» – 150 кг), и в каком состоянии находится корабль, в который попали две такие противокорабельные ракеты. На снимках английский противолодочный фрегат F 53 Undaunted (водоизмещение в четыре раза меньше, чем у «Москвы»), после списания использовавшийся в качестве корабля-мишени, и в 1978 году дважды поражённый ракетами Exocet, выпущенными с эскадренного миноносца УРО Norfolk.

Факты таковы, что корабль, невзирая на полученные повреждения, остался на плаву и на ровном киле, а затонул он, сложившись буквой «V», только после попадания в него торпеды Mark 24 Tigerfish, выпущенной с атомной подводной лодки Swiftsure.
Ракетный крейсер "Москва"

Фрегат Undaunted.
Ракетный крейсер "Москва"

Попадание по правому борту.
Ракетный крейсер "Москва"

Попадание по левому борту.

Ракетный крейсер "Москва"

Гибнущий Undaunted.
Разобравшись с версиями «попаданий» в «Москву», рассмотрим три фотографии терпящего бедствие ракетного крейсера, первая из которых, судя по освещению, сделана приблизительно в пять-шесть часов утра. Фотография № 2 была сделана раньше, чем фотография № 3, на что указывают различия у теней, отбрасываемых корабельными надстройками.
Ракетный крейсер "Москва"

Фотография № 1.

Ракетный крейсер "Москва"

Фотография № 2.

Ракетный крейсер "Москва"

Фотография № 3.
Автор этих строк не претендует на исчерпывающую полноту анализа картинок, поэтому приветствуются дельные уточнения, толковые замечания и конструктивная критика.

Состояние моря спокойное, обращает на себя внимание крен корабля на левый борт, составляющий примерно пятнадцать градусов. Видимый дифферент на нос или корму отсутствует. Сличение двух последних фотографий показывает, что, при неизменном угле крена, осадка «Москвы» понемногу увеличивается, а поднимающийся столб дыма редеет.
Стрела универсального крана поднята и с него свисает трос – вероятно, на воду был спущен один или же оба катера.

На фотографиях № 2 и № 3 видно, что на корабле продолжается внутренний пожар, поскольку в одних и тех же местах видны небольшие языки пламени, при этом видимое издалека пламя в районе батареи артиллерийских установок АК-630 с фотографии № 1 на фотографиях № 2 и № 3 уже не наблюдается.
Ракетный крейсер "Москва"
Из тридцати иллюминаторов верхнего яруса минимум четырнадцать окантованы следами копоти, многократно превышающими размер самих иллюминаторов. Это говорит о том, что иллюминаторные стёкла, как и броняжки этих иллюминаторов, во время пожара не были задраены. На прилагаемых ниже изображениях закопченные иллюминаторы атрибутированы, вокруг них обведены красные (верхний ярус) и белые (нижний ярус) круги.
Ракетный крейсер "Москва"
На фрагменте с носовой оконечностью «Москвы» атрибутированы шесть иллюминаторов верхнего яруса. Кстати, там же можно видеть невредимой пусковую установку № 16 ракетного комплекса П-1000 «Вулкан», которую в своей статье на известном российском сайте (вместе с установкой № 14) «взорвал» некий российский автор, придерживающийся оппозиционных взглядов.
Ракетный крейсер "Москва"
Из девятнадцати иллюминаторов нижнего яруса видны шесть, из них пять – в кормовой части – благодаря незадраенным броняжкам. Вокруг четырёх из них копоть не видна, и только из одного иллюминатора, судя по оставленному вертикальному следу копоти, в условиях безветрия вверх поднималась узкая полоса дыма. Кстати, в одном западном источнике этот след копоти преподносится как «трещина», образовавшаяся в результате некоего «взрыва». Атрибутация закопченных иллюминаторов позволяет нам получить представление о размерах зоны задымления, охватившей почти весь полубак корабля с левой стороны, что наводит на мысль о наличии под верхней палубой сквозного коридора, часть иллюминаторов которого по тем или иным причинам вечером 13 апреля не была задраена.

За антенным постом СУ «Форт» ЗРК С-300Ф видна мачта вспомогательного судна, приблизившегося к правому борту крейсера. Радиолокационная станция 3Р41 «Волна» находится в походном положении, на своих местах также можно видеть радиолокационные станции МР-600 «Восход» и MP-710М «Фрегат-М».
Ракетный крейсер "Москва"
Створки вертолётного ангара распахнуты, очевидно, вертолёт перебазировался в Крым.
Людей на палубе не видно, девять из десяти кормовых спасательных плотов левого борта отсутствуют (десятый лежит у пусковой установки ЗРК «Оса»). У крейсера находятся спасательные буксирные суда «Шахтер» и «Спасатель Василий Бех», причём на фотографии № 3 видны две струи воды, направленные брандспойтами «Шахтёра» в противоположные стороны.

Использована информация отсюда.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии