Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Одно из самых современных сборочных производств в Калуге временно приостановило работу. Это бывшая площадка компании Volvo Cars, на которой с 2023 года собирались миасские грузовики «Урал Next». Мощная и современная машина довольно сложная в сборке, поэтому под её производство выделили калужский филиал завода «Урал».
Базовое предприятие поставляло машинокомплекты, в Калуге лишь выполнялась сборка. С апреля этого года поставку комплектующих остановили по вполне объективным причинам.
Завод в Калуге по своей технологической и организационной структуре является универсальным. Таким его построила компания Volvo, видимо, чтобы иметь на перспективу возможность собирать новые модели грузовиков. И это во многом выручило миасский завод, который без особого труда организовал в Калуге сборку своих грузовиков «Урал».
В 2023 году предприятие получило расширенный заказ на производство машин, собственных мощностей не хватало, и надо было как-то выходить из ситуации. Проблему решили за счёт бывшего завода Volvo.
Изменение рыночной ситуации
Сейчас ситуация меняется кардинально. По словам генерального директора Уральского автомобильного завода Павла Яковлева, предприятие научилось экономически правильно организовывать производство.
В данный момент на рынке грузовиков спрос на тяжёлые машины снизился, можно сказать, предложения превышают потребление. Работать на склад, себе в убыток предприятие не будет. Поэтому и остановили калужскую площадку.
Кроме того, совсем недавно в Миассе был запущен в работу новый комплекс по сборке грузовиков «Урал», причём он расположен рядом со старыми цехами, а мощность сборочного производства позволяет собирать до 24 тысяч машин в год.
И потом — это специализированный цех по сборке грузовиков «Урал», который обходится гораздо дешевле, чем универсальная площадка в Калуге. Поэтому бывший завод Volvo временно вывели из работы.
Статистика производства и планы
В 2023 году миасский завод собрал 14,3 тысячи грузовиков, и заказчики, в том числе государство, настаивали на увеличении объёмов производства. В том же 2024 году план выпуска Уральского автозавода составлял 19,4 тысячи машин.
Кроме того, была проведена огромная работа по привлечению инвесторов, в том числе из Поднебесной, заинтересованных в приобретении тяжёлых грузовиков, включая полноприводные вездеходы.
Но так сложились условия на рынке грузовиков, что уже в первом квартале 2025 года продажи машин упали почти на 50%. А это для массового производства очень серьёзный удар по финансовой устойчивости предприятия.
Поэтому решение об остановке сборки грузовиков «Урал» в Калуге выглядит достаточно взвешенным и рациональным решением. К тому же рынок явно остывает, часть уже заказанных машин могут остаться невыкупленными, а те, что были взяты в лизинг, возвращаются арендодателям.
Анализ рыночной ситуации
Нельзя сказать, что российский рынок «упал» — нет, спрос на грузовые перевозки только растёт, особенно на магистральные и дальние маршруты. Одновременно снизился спрос на карьерную и строительную технику, к которой и относятся большинство новых грузовиков «Урал».
Российский рынок скорее разбалансирован, и не в последнюю очередь из-за массового присутствия китайских производителей грузовой техники.
Конкурировать с ними очень сложно, инвестировать в производство на территории России они не хотят. Поэтому Уральскому автозаводу приходится решать сразу две задачи — искать своего покупателя, который не выберет китайские грузовики, и разрабатывать новые модели техники, которые смогли бы конкурировать с китайскими производителями на равных.
Новые тенденции в грузовом транспорте
Кстати, новое веяние в производстве тяжёлой грузовой техники — это уменьшение себестоимости перевозок. Сейчас на слуху программа перехода магистральных тягачей на газовое топливо и уменьшение количества ведущих мостов.
Качество покрытия новых дорог позволяет использовать машины схемы 6×2 там, где ранее работали только грузовики 6×4. Мало того, резко повысился спрос на машины с одним отключаемым мостом.
Всё это позволяет экономить топливо и ресурс трансмиссии. А в условиях неустойчивого спроса и нестабильных заказов любое снижение издержек только приветствуется.
Перспективы калужского завода
Завод Volvo в Калуге явно не останется без заказов. Универсальное оборудование позволяет собирать небольшие, тестовые партии грузовиков, так что в этом смысле это по-своему уникальное производство. И видимо, задержка только за финансированием проектов.
Поделись видео:
