Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В истории военной техники нередко случалось так, что некоторые образцы успевали устареть к моменту принятия на вооружение или вообще при постройке первых опытных экземпляров.
Обычно причин этому было две: либо работы по проекту слишком затянулись, либо прогресс в этой области был слишком стремительным. Также возможна ситуация, когда у конструкторам в стране, где создавалась техника, не доставало опыта в данной области.
В этом материале я собрал для вас пять образцов военной техники из разных стран, которые устарели на момент появления первых прототипов, испытаний или принятии на вооружение.
M2 Medium tank
На начало Второй Мировой Войны на вооружении армии США находилось всего около 500 танков, большую часть которых составляли легкие M2 разных модификаций.
Средних танков практически не было, разве что за исключением Medium Tank M1, выпущенного всего в 16 экземплярах.
Прямо перед началом войны, в августе 1939 года, началось производство нового среднего танка M2. Машина получилась, мягко говоря, оригинальная.
Только подумайте: у 18-тонного танка аж шесть членов экипажа. Но это еще не все, поскольку четверо из них отвечали за стрельбу из пулеметов, установленных в четырех спонсонах. Теоретически это позволяло обеспечить круговой обстрел.
При этом бедный командир одновременно исполнял не только свои обязанности, но еще был заряжающим и наводчиком. Основным вооружением M2 была 37-мм пушка, установленная в башне. Даже на 1939 год оно было явно недостаточным для среднего танка.
В общем, танк получился не соответствующим времени. Но американцы быстро учились и в 1940 году было принято решение оснащать средние танки 75-мм пушкой. В результате этого уже в апреле 1941 года был принят на вооружение M3 Lee с 75-мм пушкой в спонсоне. В его конструкции максимально возможно использовались узлы и агрегаты уже отработанного в производстве предшественника.
Несмотря на ряд спорных моментов, машина оказалась неплохой и воевала в разных армиях вплоть до самой капитуляции Германии. А потом, когда удалось довести до ума башню под 75-мм пушку, появился и M4 Sherman, ставший одним из лучших средних танков той эпохи.
Что же касается среднего M2, то 18 танков базовой версии и 94 улучшенных M2A1 использовались до 1942 года включительно исключительно в учебных целях и никогда не применялись в боевых действиях.
TOG II
Пожалуй, ярчайшее доказательство утверждению, что военные всегда готовятся к прошедшей войне.
Незадолго до начала Второй Мировой в Великобритании озаботились созданием нового тяжелого пехотного танка, который должен был применяться для прорыва особо укрепленных линий обороны.
В специальный комитет, созванный для выработки требований к новой машине вошли люди, принимавшие непосредственное участие в создание первых танков в 1914-1918 годах, поэтому не стоит удивляться, что у них получился примерно такой же «ромб» времен Первой Мировой, но на более высоком техническом уровне.
Кстати, аббревиатура TOG расшифровывается как The Old Gang, то есть «старая банда». Так иронично называли себя члены комитета по созданию танка прорыва. Так же назвали и сам танк.
Требования к танку сформулировали в октябре 1939 года. Лобовая броня корпуса должна была защищать машину с дистанции в 100 ярдов (91 метр) от огня 37-мм противотанковой пушки и 105-мм полевых гаубиц. Не густо, даже для начала войны.
Но еще интереснее с вооружением: планировалось разместить одну 75-мм пушку в лобовом бронелисте и два 45-мм орудия в спонсонах по бортам (!). Масса танка оценивалась примерно в 50 тонн, а максимальная скорость ограничивалась 8 км/ч — чтобы машина «не убегала» от пехоты. Доставлять же к полю боя гиганта планировали по железной дороге.
Чуть позже комиссия протрезвела одумалась и от совсем уже неактуальных бортовых спонсонов отказались, а сверху на первый опытный образец установили башню от танка Matilda для монтажа 40-мм пушки.
Первый прототип был готов уже осенью 1940 года. Вместо планируемых 50 тонн даже без спонсонов танк весил почти 65. Первый TOG прошел основной цикл испытаний в 1941 году, дополнительные тесты проводились вплоть до 1943 года. Правда уже в 1940-м был заказан доработаный прототип TOG II.
Вот он уже был больше похож на современный танк, хоть и сохранил длинный корпус, необходимый для преодоления широких траншей. Зато появилась торсионная подвеска (на первом прототипе в подвеске не было упругих элементов), орудие из лобового бронелиста убрали, также окончательно отказались от спонсонов в бортах.
В качестве основного орудия рассматривались различные пушки, но в итоге остановились на 94-мм QF 3.7-inch 28-pounder. И пусть вас не смущает дульный тормоз от «шестифунтовки»: диаметр канала ствола даже специально замеряли.
Толщина лобового бронелиста составляла 101,6 мм, бортовых — 76,2 мм. А еще бронелисты крепились болтами к «каркасу» из цементированной стали толщиной 12,7 мм. Башня была защищена лучше: 152,4 мм во лбу и 106,2 мм по остальным сторонам.
При этом масса TOG II приближалась к 80 тоннам. Разгонялась махина максимум где-то до 14 км/ч, а запас хода составлял 112 км. Зато благодаря длинному корпусу TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 м.
TOG II был готов уже в 1941 году. Испытания проходили до 1943 года включительно, когда уже стало окончательно ясно, что неповоротливой махине с длиной корпуса в 10 метров совершенно нечего делать на современном поле боя в условиях маневренной войны. Да, лобовая броня у «британца» была как у Тигра, но с такой подвижностью на него очень скоро нашлись бы «браконьеры».
Испытания завершились в апреле 1943 года, после чего к танку уже не возвращались. Сейчас единственный сохранившийся опытный экземпляр TOG II стоит в музее Бовингтоне.
ЗСУ-57-2
Зенитная самоходная установка на базе танка Т-54 с двумя автоматическими 57-мм пушками С-68 начала поступать на вооружение зенитно-артиллерийских батарей танковых полков Советской армии в 1955 году.
Уже вскоре оказалось, что для выполнения своей главной задачи новая самоходная «зенитка» годится слабо. Почему?
Машину начали разрабатывать еще в 1947 году, испытания провели в 1950—1951 годах, а серийное производство началось в 1955-м. Казалось бы, всего каких-то восемь лет? Однако за этот срок авиация совершила огромный скачок, полностью перейдя на реактивные самолеты.
Поразить их было куда сложнее, требовались средства обнаружения автоматизации наведения. И если для станционарных зенитных батарей они разрабатывались и внедрялись, то ЗСУ-57-2 их не получила, да и не могла получить, поскольку таких компактных систем просто еще не было.
Отмечу, что в зарубежных армия ситуация с ЗСУ была аналогичной: прогресс в авиации был ну уж слишком стремительным.
Тем не менее, ЗСУ-57-2 выпускалась вплоть до 1960 года, всего произведено 857 экземпляров. На вооружении Советской армии она долго не продержалась, поскольку с середины 1960-х стала заменяться на отвечающую современным требованиям «Шилку». 57-е же отправлялись на экспорт в дружественные страны, где немало повоевали.
При этом ЗСУ-57-2 хорошо показала себя не как зенитка, а в качестве средства поддержки пехоты. Но это уже совсем другая история.
AMX-30
Попадание этого танка в подборку кому-то может показаться странным. Но у меня есть аргументы.
AMX-30 классифицируется как основной боевой танк. Машина разработана во Франции в первой половине 1960-х, оснащена 105-мм пушкой, совместимой по боеприпасам с основным танковым орудием стран НАТО тех лет — британской пушкой L7 и ее вариациями из других стран.
При создании танка основной упор делался на огневую мощь и высокую подвижность. Броней же решили пожертвовать, поскольку считалось, что от кумулятивных снарядов и ПТРК все равно не получится на данном этапе надежно защититься. В таком же ключе, например, создавался немецкий Leopard I. Сходство машин по концепции легко объясняется, поскольку оба вышли из совместной программы по созданию единого танка для Европы, которая потом разделилась на отдельные самостоятельные программы внутри стран.
Так почему же AMX-30 устарел, только появившись?
Во-первых, броня. Производство танка началось в 1966 году, когда в СССР уже два года производился Т-64 с комбинированной броней, способной выдержать попадание той самой 105-мм пушки L7 и ее производных. В то же время во лбу (ВЛД) у AMX-30 было всего 80 мм гомогенной стали под углом в 68 градусов, то есть где-то на уровне «Пантеры» и Т-44. Для Второй Мировой войны защищенность отличная, но французы производили свой танк до 1986 года.
Да, появление Т-64 и особенно Т-64А разом помогло устареть всему танковому парку НАТО, но меня зацепил еще один момент. Дело в том, что французы, полагаясь на скорость и огневую мощь, умудрились вплоть до 1981 года выпускали танк без стабилизатора орудия (!), что делает практически невозможной прицельную стрельбу сходу. Появится он только в модификации AMX-30B2 в 1982 году.
Как до такого додумались? Не знаю. Возможно, что не очень верили в перспективу полномасштабной войны с СССР и его союзниками.
«Жало-С»
Закончу еще одним примером, когда работы по новому образцу боевой техники не поспевают за прогрессом.
В 1970-е годы в СССР была разработана 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Она представляла собой длинноствольное орудие, смонтированное в специально спроектированную башню, которая, в свою очередь, устанавливалось на шасси БТР-70.
85-мм снаряд пробивал до 250 мм брони. Этого было достаточно для поражения танков НАТО 1960-х и 1970-х годов вроде Leopard 1, того же AMX-30 или M60.
Однако хороша ложка к обеду: испытания 2С14 завершились к 1980 году, когда в Германии и США уже разворачивалось производство Leopard 2 и M1 Abrams. Их орудие «Жало-С» могло пробить разве только в борт.
В итоге после окончания испытаний программу закрыли, поскольку машина уже устарела. По той же причине откажутся и от 100-мм СПТП 2С15 «Норов» на шасси САУ 2С1 «Гвоздика».
Поделись видео: