Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Этой весной на моем канале выходила статья, посвященная отечественной технике, которую хоть и приняли на вооружение, но не стали закупать для армии. Например, в этом контексте вспоминается БТР-90.
В новом материале я раскрою похожую тему и расскажу о нескольких образцах боевой техники, которые все же поступили в части, но в ограниченном количестве.
Надеюсь, вам будет интересно.
БМД-3
В середине 2010-х в Воздушно-десантные войска России начали поступать боевые машины десанта нового поколения — БМД-4М. Заменяют они БМД-2, которые хоть и разработаны в первой половине 1980-х, но являлись по сути лишь БМД-1 с новым комплексом вооружения.
В этом ряду так и просится машина с цифрой 3 в наименовании. И она действительно была, хоть и не стала по-настоящему массовой.
Работы над БМД-3 стартовали в КБ Волгоградского тракторного завода в 1983 году. При этом шли они параллельно с работами над БМД-2, которую запустили в серию в 1985 году.
По сравнению с «двойкой», «тройка» стала длиннее и шире (на 600 и 584 мм соответственно), экипаж вырос до трех человек за счет использования двухместной башни от БМП-2. При этом благодаря увеличению длины удалось снизить раскачивание при движении. Кроме того, в новой машине улучшили защищенность: лобовая броня держала уже не только пули винтовочного калибра и но огонь из крупнокалиберного пулемета.
БМД-3 вышла вполовину тяжелее предшественницы (13,2 т против 8,3 т), но за счет более мощного двигателя (450 л.с против 240 л.с.) удалось в динамике не потерять: «максималка» составила до 70 км/ч на шоссе.
Первые опытные образцы были собраны в 1985-м, а в 1990-м машина успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение. Несмотря на распад СССР и последовавший кризис, в Волгограде сумели подготовиться к серийному производству, а заказчик нашел средства на закупку.
Всего в период с 1990-го по 1997-й год произвели 137 машин. При этом пик производства выдался на 1994-й — целых 35 единиц.
Затем из-за финансовых проблем выпуск остановился. Сколько именно на 2024-й год осталось БМД-3 в строю, неизвестно. Скорее всего, считанные единицы, учитывая низкую унификацию с другой боевой техникой ВДВ. Также встречался при изучении материалов со свидетельствами о низкой надежности машины. Если лично с ней сталкивались во время службы, буду благодарен, если напишите о своем опыте в комментариях.
Кстати. Первоначально БМД-3 должна была создаваться в унификации с БМП-3, но волгоградский и курганский заводы не сработались и сделали совершенно разные машины. Сейчас же военное производство ВгТРЗ принадлежит КМЗ, а поставляемые в войска БМД-4М унифицированы на 60% с БМП-3.
2Б16 «Нона-К» и 2С23 Нона-СВК
Буксируемый вариант орудия от САУ 2С9 «Нона-С». Заключает в себе преимущества пушки, гаубицы и миномета. Предназначалась для вооружения десантно-штурмовых бригад.
По сравнению с изначальной версией для самоходки, орудие получило многокамерный дульный тормоз, снижающий отдачу на 30% и ряд новых агрегатов. Специально для «Нона-К» был разработан и новый облегченный лафет на колесном ходу.
По боеприпасам 2Б16 полностью унифицирована с 2Б9 (орудие от «Нона-С») и может применять 120-мм снаряды разных типов (в том числе корректируемые) и все возможные 120-мм мины.
Орудие приняли на вооружение в 1986 году, тогда же начался серийный выпуск. Сколько точно успели произвести до 1991 года, неизвестно, но не более 200 шт.
В последние 10 лет «Нона-К» хоть и в малом количестве, но активно применяется в боевых действиях.
И пару слов про САУ 2С23 «Нона-СВК». Машина создана путем установки модифицированной башни с вооружением от 2С9 «Нона» на шасси БТР-80 в конце 1980-х. Самоходка предназначалась для сухопутных войск и должна была заменить буксируемые 120-мм батальонные минометы. Производство началось в 1990 году еще до принятия на вооружение. Сколько точно 2С23 выпущено, неизвестно. Но вряд ли более трех-четырех десятков. При этом 18 единиц в свое время продали в Венесуэлу.
В последние годы машина активно принимает участие в боевых действиях. Судя по отзывам, показывает себя весьма неплохо.
БПМ-97 «Выстрел» (КамАЗ-43269)
Машина с непростой и не совсем понятной судьбой. Внешне «Выстрел» очень напоминает БТР-40, что легко объяснимо общей концепцией создания массовых бронированных автомобилей на шасси массовых полноприводных грузовиков.
Такие машины дешевле и проще в производстве и эксплуатации, чем полноценные бронетранспортеры вроде БТР-80, но при этом во многих случаях могут их успешно заменить.
БПМ-97 «Выстрел» разработана в 1990-е в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Баумана совместно с КамАЗом. Изначально бронеавтомобиль предлагали всем силовым ведомствам, но первыми заинтересовались пограничники. Отсюда и странная аббревиатура БПМ: Бронированная Пограничная Машина.
Правда первыми покупателями новинки стали не госорганы, а частники. Например, на «Выстрелах» возили алмазы в Якутии.
Затем появились и экспортные заказчики: несколько машин в 2005 году «на пробу» заказал Азербайджан, а в 2007-м партию из 18 БПМ-97 приобрел Казахстан для своих разведподразделений. Машины постоянно ломались, поэтому от второй такой же партии казахи отказались.
У нас же в нулевые погранслужба и Министерство обороны провели испытания, собрали все нужные комиссии и рекомендовали «Выстрелы» к принятию на снабжение в своих ведомствах.
Еще одним эксплуатантом стала ФСИН: для спецназа службы исполнения наказания брони и огневой мощи (им в том числе поступала версия с 12,7-мм пулеметом) оказалось вполне достаточно, зато выезжать в город проще, а стоимость эксплуатации заметно ниже, чем у бронетранспортеров.
В Вооруженных силах «Выстрелы» отправились преимущественно в РВСН (для сопровождения колонн). Кроме того, базы Южной Осетии и Абхазии получили разведывательно-патрульные машины «Дозор» на базе БПМ-97.
Сколько именно на данный момент выпущено «Выстрелов», неизвестно. В самом подробном материале об этой бронемашине говорилось о примерно 150 выпущенных единицах для разных заказчиков. Но это данные на 2015 год, поэтому что-то могло и поменяться.
Отмечу, что в 2023 году на параде в Нижнем Новгороде впервые показали модернизированный «Выстрел» с боевым модулем «Спица» с 30-мм пушкой. Так что возможно, что автомобиль все еще производится мелкими сериями.
2C34 «Хоста»
Тот случай, когда пытались сделать «дешево и сердито», но что-то пошло не так. В нулевые годы КБ Мотовилихинского завода в Перми предложило интересный вариант модернизации имевшихся в огромном количестве в частях и на хранении 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика».
Вместо гаубицы 2А31 (модификация Д-30, адаптированная для САУ) на бывшую «Гвоздику» устанавливалось универсальное 120-мм нарезное орудие 2А80-1 — вариант орудия от САУ 2С31 «Вена» с добавлением дульного тормоза. Как и более известное орудие «Ноны», 2А80 может стрелять как 120-мм снарядами с готовыми нарезами, так и любыми 120-мм минами, в том числе иностранными. Кроме того, САУ оснащались более современной системой управления огнем.
«Хоста» могла применять все те же снаряды, что «Вена» за исключением кумулятивного выстрела 3ВБК14. Максимальная дальность стрельбы обычными снарядами составляла до 13 км, минами — примерно до 7 км.
Таким образом планировалось по сравнительно небольшой цене получить универсальные САУ для поддержки мотострелковых подразделений.
Разработка завершилась в 2008 году, после чего начались испытания. В ходе них выяснилось, что база от «Гвоздики» не подходит для ведения огня из нового орудия при больших углах возвышения. В основном, это касалось стрельбы минами.
Машину сильно раскачивало, что усложняло наведение и заряжание. В результате реальная скорострельность падала где-то до четырех выстрелов в минуту, что никуда не годилось.
В итоге в 2012 году «Хосту» убрали из гособоронзаказа и больше не закупали. При этом производство было запущено еще до конца испытаний, что вылилось примерно в 50 выпущенных САУ, которые распределили по двум мотострелковым бригадам.
Некоторое число из тех пяти десятков машин служит до сих пор.
При этом от идеи оснастить сухопутные войска САУ с универсальным 120-мм орудием, совмещающим функции гаубицы и миномета, не отказались. В 2023 году промышленность передала армии первую партию САУ 2С40 «Флокс» на колесном шасси.
УАЗ «Гусар»
Не могу найти внятного объяснения закупки этого чуда техники под официальным названием «Транспортное средство «Гусар» 3132». Тем не менее, где-то во второй половине нулевых для спецподразделений ВС РФ приобрели некоторое число таких автомобилей.
Снаружи может показаться, что это просто удлиненный УАЗ с цельнометаллической крышей, приспособленный под установку пулеметов или АГС, но нет.
По крайней мере часть автомобилей получила тойотовский двигатель 5VZ-FE объемом 3,4 литра и мощностью в 190 л.с. Этот же мотор ставился на Land Cruiser Prado 90 и 120, 4Runner, Tundra, ряд других внедорожников и, внезапно, на очень редкую «Волгу» ГАЗ-3111.
Также в разных источниках утверждается, что помимо японского двигателя, «Гусар» получил еще и коробку от Land Rover. Этому таких железобетонных доказательств нет, но все возможно.
Понятно, что мощный мотор серьезно улучшил динамические характеристики «УАЗика», вот только остальные узлы и агрегаты трансмиссии и подвески остались стандартными. В 2010 году журнал о спецназе «Братишка» писал, что машины не выдерживали нагрузок и уже после 10-12 тысяч км пробега рассыпались. Поэтому к моменту написания заметки «Гусар» фактически сняли с вооружения спецподразделений. При этом как минимум еще несколько лет их можно было увидеть на различных парадах.
Ах, да, чуть не забыл. У этих прокачанных «УАЗиков» не было брони. Только локальное бронирование двигателя.
В общем, если какое-то число «Гусар» еще где-то сохранилось, то наверняка лишь для парадов и смотров. Произвели их не так много и общее число выпущенных экземпляров доподлинно неизвестно.
Поделись видео: