Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Этой весной на моем канале выходила статья, посвященная отечественной технике, которую хоть и приняли на вооружение, но не стали закупать для армии. Например, в этом контексте вспоминается БТР-90.
В новом материале я раскрою похожую тему и расскажу о нескольких образцах боевой техники, которые все же поступили в части, но в ограниченном количестве.
Надеюсь, вам будет интересно.
БМД-3
В середине 2010-х в Воздушно-десантные войска России начали поступать боевые машины десанта нового поколения — БМД-4М. Заменяют они БМД-2, которые хоть и разработаны в первой половине 1980-х, но являлись по сути лишь БМД-1 с новым комплексом вооружения.
В этом ряду так и просится машина с цифрой 3 в наименовании. И она действительно была, хоть и не стала по-настоящему массовой.
Работы над БМД-3 стартовали в КБ Волгоградского тракторного завода в 1983 году. При этом шли они параллельно с работами над БМД-2, которую запустили в серию в 1985 году.
По сравнению с «двойкой», «тройка» стала длиннее и шире (на 600 и 584 мм соответственно), экипаж вырос до трех человек за счет использования двухместной башни от БМП-2. При этом благодаря увеличению длины удалось снизить раскачивание при движении. Кроме того, в новой машине улучшили защищенность: лобовая броня держала уже не только пули винтовочного калибра и но огонь из крупнокалиберного пулемета.
БМД-3 вышла вполовину тяжелее предшественницы (13,2 т против 8,3 т), но за счет более мощного двигателя (450 л.с против 240 л.с.) удалось в динамике не потерять: «максималка» составила до 70 км/ч на шоссе.
Первые опытные образцы были собраны в 1985-м, а в 1990-м машина успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение. Несмотря на распад СССР и последовавший кризис, в Волгограде сумели подготовиться к серийному производству, а заказчик нашел средства на закупку.
Всего в период с 1990-го по 1997-й год произвели 137 машин. При этом пик производства выдался на 1994-й — целых 35 единиц.
Затем из-за финансовых проблем выпуск остановился. Сколько именно на 2024-й год осталось БМД-3 в строю, неизвестно. Скорее всего, считанные единицы, учитывая низкую унификацию с другой боевой техникой ВДВ. Также встречался при изучении материалов со свидетельствами о низкой надежности машины. Если лично с ней сталкивались во время службы, буду благодарен, если напишите о своем опыте в комментариях.
Кстати. Первоначально БМД-3 должна была создаваться в унификации с БМП-3, но волгоградский и курганский заводы не сработались и сделали совершенно разные машины. Сейчас же военное производство ВгТРЗ принадлежит КМЗ, а поставляемые в войска БМД-4М унифицированы на 60% с БМП-3.
2Б16 «Нона-К» и 2С23 Нона-СВК
Буксируемый вариант орудия от САУ 2С9 «Нона-С». Заключает в себе преимущества пушки, гаубицы и миномета. Предназначалась для вооружения десантно-штурмовых бригад.
По сравнению с изначальной версией для самоходки, орудие получило многокамерный дульный тормоз, снижающий отдачу на 30% и ряд новых агрегатов. Специально для «Нона-К» был разработан и новый облегченный лафет на колесном ходу.
По боеприпасам 2Б16 полностью унифицирована с 2Б9 (орудие от «Нона-С») и может применять 120-мм снаряды разных типов (в том числе корректируемые) и все возможные 120-мм мины.
Орудие приняли на вооружение в 1986 году, тогда же начался серийный выпуск. Сколько точно успели произвести до 1991 года, неизвестно, но не более 200 шт.
В последние 10 лет «Нона-К» хоть и в малом количестве, но активно применяется в боевых действиях.
И пару слов про САУ 2С23 «Нона-СВК». Машина создана путем установки модифицированной башни с вооружением от 2С9 «Нона» на шасси БТР-80 в конце 1980-х. Самоходка предназначалась для сухопутных войск и должна была заменить буксируемые 120-мм батальонные минометы. Производство началось в 1990 году еще до принятия на вооружение. Сколько точно 2С23 выпущено, неизвестно. Но вряд ли более трех-четырех десятков. При этом 18 единиц в свое время продали в Венесуэлу.
В последние годы машина активно принимает участие в боевых действиях. Судя по отзывам, показывает себя весьма неплохо.
БПМ-97 «Выстрел» (КамАЗ-43269)
Машина с непростой и не совсем понятной судьбой. Внешне «Выстрел» очень напоминает БТР-40, что легко объяснимо общей концепцией создания массовых бронированных автомобилей на шасси массовых полноприводных грузовиков.
Такие машины дешевле и проще в производстве и эксплуатации, чем полноценные бронетранспортеры вроде БТР-80, но при этом во многих случаях могут их успешно заменить.
БПМ-97 «Выстрел» разработана в 1990-е в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Баумана совместно с КамАЗом. Изначально бронеавтомобиль предлагали всем силовым ведомствам, но первыми заинтересовались пограничники. Отсюда и странная аббревиатура БПМ: Бронированная Пограничная Машина.
Правда первыми покупателями новинки стали не госорганы, а частники. Например, на «Выстрелах» возили алмазы в Якутии.
Затем появились и экспортные заказчики: несколько машин в 2005 году «на пробу» заказал Азербайджан, а в 2007-м партию из 18 БПМ-97 приобрел Казахстан для своих разведподразделений. Машины постоянно ломались, поэтому от второй такой же партии казахи отказались.
У нас же в нулевые погранслужба и Министерство обороны провели испытания, собрали все нужные комиссии и рекомендовали «Выстрелы» к принятию на снабжение в своих ведомствах.
Еще одним эксплуатантом стала ФСИН: для спецназа службы исполнения наказания брони и огневой мощи (им в том числе поступала версия с 12,7-мм пулеметом) оказалось вполне достаточно, зато выезжать в город проще, а стоимость эксплуатации заметно ниже, чем у бронетранспортеров.
Поделись видео:








