Пять опытных советских военных автомобилей, о которых вы вряд ли слышали. Часть II

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Рад приветствовать вас на моем канале. Впервые за долгое время решил в новом материале вернуться к теме опытных и малоизвестных советских военных автомобилей.

В новой подборке расскажу как о совсем крохотных машинах, так и о гигантах своего времени. Всех их объединяет то, что они так и не стали серийными.

Прототип ТПК на базе «Москвича»

Идея создания легкого автомобиля для транспортировки раненых и боеприпасов на поле боя возникла у советских военных еще в середине 1950-х. Техническое задание на новый тип автомобиля было разработано тогда по заказу ВДВ и Центрального военно-медицинского управления.

Одним из первых прототипов по теме стал транспортер разработки Московского завода малолитражных автомобилей — МЗМА (С 1967 года переименован в АЗЛК). За основу был взят серийный легковой автомобиль «Москвич-401».

В отличие от более поздних прототипов и серийного ТПК, машина от МЗМА не плавала, но обладала интересной особенностью: водитель мог управлять транспортером, передвигаясь на четвереньках снаружи. Для этого рулевая колонка могла наклоняться. Предполагалось, что таким образом он сможет хоть как-то укрыться от огня. Но, учитывая отсутствие брони, единственной защитой мог быть только блок двигателя, а значит шансы на выживание не особо вырастали.

Управление ТПК на четвереньках
Управление ТПК на четвереньках

Прототип военные забраковали из-за отсутствия полного привода и возможности плавать.

На МЗМА не сдались и в 1960 году представили новую машину на базе опытного внедорожника «Москвич-415». Но и тут их постигло фиаско: военным не понравились слишком высокие борта.

ЗиЛ-135

ЗиЛ-135
ЗиЛ-135

Один из самых ярких представителей линейки специальных автомобильных шасси, разработанных в 1950—1960-е годы в ГСКБ ЗиС (с 1956 — ЗиЛ) под руководством выдающегося советского конструктора Виталия Андреевича Грачёва.

Виталий Андреевич Грачёв и ЗиЛ-Э167
Виталий Андреевич Грачёв и ЗиЛ-Э167

ЗиЛ-135 представлял собой пятитонную амфибию с водоизмещающим корпусом округлой формы. Машина приводилась в движение двумя 130-сильными двигателями, каждый из которых работал на свою бортовую трансмиссию, состоявшую из гидротрансформатора (АКПП) от представительского автомобиля ЗиЛ-111 и цепочки редукторов, передававших крутящий момент на каждое колесо. Поворотными являлись первая и последняя оси, что было традиционной схемой для вездеходов Грачёва.

Схема бортовой передачи более позднего автомобиля ЗиЛ-135Е. Возможны отличия, но общее представление создает
Схема бортовой передачи более позднего автомобиля ЗиЛ-135Е. Возможны отличия, но общее представление создает

Максимальная скорость по шоссе составляла 50 км/ч, на плаву — 10 км/ч. В кузове могли поместиться 20-30 человек десанта. Вот только ехать им было бы не очень комфортно, поскольку все выпущенные прототипы не имели упругих элементов подвески.

ЗиЛ-135 на плаву
ЗиЛ-135 на плаву

Военных машина заинтересовала, но не в качестве транспорта для пехоты: на амфибию смонтировали пусковую установку тактического ракетного комплекса «Луна».

Но в роли носителя ТРК амфибия показала себя неважно: на плаву из-за высокого центра тяжести машина каждый раз стремилась опрокинуться. Кроме того, при старте ракеты деформировалась кабина. Чтобы устранить недостатки, ГСКБ подготовило новую модификацию — ЗиЛ-135Б, но военные уже потеряли интерес к машине.

Тем не менее, работы по ЗиЛ-135 не были напрасны: на ЗиЛе продолжили развивать направление, что привело к созданию серийных ЗиЛ-135ЛМ (шасси для ТРК «Луна-М» и РСЗО «Ураган», серийное производство на БАЗе) и БАЗ-135МБ (БРК «Редут», СПУ комплекса ВР-3 с БПЛА «Рейс»).

Эти машины имели уже более простую трансмиссию и подвеску с упругими элементами. Они сильно отличались от прародителя, но определенная «наследственность» в них явно прослеживается.

Объект 1040Б

В одном из недавних материалов на моем канале упоминались опытные бронетранспортеры Объект 1015 и Объект 1015Б совместной разработки Кутаисского автомобильного завода и Военной академии бронетанковой техники. Машины получились довольно интересные, но появились слишком поздно: когда уже был принят на вооружение БТР-60ПБ и разворачивалось его серийное производство.

После неудачи с бронетранспортером наработки не стали забрасывать, поскольку появился новый вариант использования шасси — с 1960 года шли работы по теме «Эллипс» (в других источниках «Эллипсоид»). В рамках нее создавался новый ЗРК ближнего радиуса действия для сухопутных войск, чьи системы обнаружения, управления огнем и сами ракеты размещались бы на одном шасси повышенной проходимости. Позднее тема получит новое наименование — «Оса».

Под ЗРК на КАЗе создали новое шасси на основе Объекта 1015Б под индексом Объект 1040. Несмотря на использование в нем наработок по бронетранспортерам, внешне машина получилась не особо похожей на предшественников.

Объект 1040. Фото из журнала «Техника и вооружение»
Объект 1040. Фото из журнала «Техника и вооружение»

Корпус сваривался из бронелистов толщиной 8-10 мм, защищавших экипаж и оборудование от легкого стрелкового оружия. От наклонных бортов отказались в пользу вертикальных, чтобы в полках над арками разместить оборудование. Передние и задние оси разместили попарно, увеличив расстояние между 2 и 3 мостами, также была переработана подвеска. Она имела в своем составе гидравлическую систему для измерения клиренса.

Трансмиссию сохранили без изменений, как и двигатель — ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с. Также была сохранена коробка отбора мощности, от которой отходили два вала с водометам и один — к лебедке.

Объект 1040 с массовыми имитаторами ЗРК. Источник фото: denisovets.ru
Объект 1040 с массовыми имитаторами ЗРК. Источник фото: denisovets.ru

Планировалось, что на шоссе машина сможет разгоняться до 80-85 км/ч, на воде — до 8-9 км/ч, запас хода оценивался в 600 км. Снаряженная масса не должна была превысить 9 т.

Первые два прототипа собрали летом 1964 года, но это были скорее ходовые макеты для проработки основных конструкторских решений. Для ходовых испытаний готовился третий прототип, чья приемка состоялась в октябре того же года. Тогда выяснилось, что при производстве были нарушены технологии и вместо 9 т, машина в снаряженном виде весит уже 9,7 т. Такой перевес не сулил ничего хорошего, поскольку расчетная масса аппаратуры ЗРК на тот момент выросла на 500 кг, а значит уложиться в 13,5-14 т общей массы комплекса уже не получалось.

Объект 1040 во время ходовых испытаний. Фото из журнала «Техника и вооружение»
Объект 1040 во время ходовых испытаний. Фото из журнала «Техника и вооружение»

С декабря по март прошли ходовые испытания с балластом массой в 5 т, который имитировал оборудование ЗРК. В результате выяснилось, что из-за перевеса запас хода по шоссе упал с 600 до 445 км, а гарантийный пробег уменьшился с 15 000 до 10 000 км. Также выявили множество проблем технологического характера и мелких недоработок, которые вряд ли кого-то сильно удивили, учитывая традиционно низкую культуру производства на заводе в Кутаиси.

Ретушированное изображение Объекта 1040 с установленным оборудованием комплекса «Оса». Да, комплекс, который в итоге пойдет в серию, будет сильно отличаться по компоновке. Источник: ru-papertanks.livejournal.com
Ретушированное изображение Объекта 1040 с установленным оборудованием комплекса «Оса». Да, комплекс, который в итоге пойдет в серию, будет сильно отличаться по компоновке. Источник: ru-papertanks.livejournal.com

В 1966 году на опытное шасси установили элементы ЗРК. Испытания с ними, включавшие пуски ракет продлились два года. В процессе обнаружились новые проблемы. Например, при старте ЗУР шасси сильно раскачивалось, отчего ракета отклонялась от требуемой траектории, что усложняло ее управление. Избавиться от раскачивания удалось только с помощью самодельных расчалок. Также неудачной признали и компоновку с антенным постом, разнесенным от пусковой установки: из-за нее не получалось осуществлять круговую наводку без разворота самой машины.

Боевые машины 9А33Б ЗРК «Оса» на параде 7 ноября 1975 года
Боевые машины 9А33Б ЗРК «Оса» на параде 7 ноября 1975 года

При всем при этом никуда не делась проблема с перетяжеленностью и постоянно всплывали новые недоработки шасси из Кутаиси. Заказчику в лице Минобороны все это надоело и решено было подключить к разработке «Осы» Брянский автомобильный завод. В сравнительно короткие сроки БАЗ подготовил новое шасси БАЗ-5937, с которым новый ЗРК и пошел в серию в 1971 году.

Ни один из трех опытных Объектов 1040 до нашего времени не сохранился. Об их судьбе после 1968 года, когда был сделан выбор в пользу шасси от БАЗа, ничего не известно.

ГАЗ-34

Нет, не показалось: перед вами действительно трехосная «Шишига». Работы по ее созданию начались еще до старта массового производства ГАЗ-66, а первый экземпляр был готов в 1964 году.

В разных источниках содержится разная информация по узлам и агрегатам, которыми ГАЗ-34 отличался от «Шишиги», поэтому приводить их не буду.

-17

Скажу только, что машина имела полный привод на все оси, грузоподъемность в три тонны (против двух у ГАЗ-66) и имела кузов длиной на полметра длиннее, чем у ЗиЛ-131, который в те годы готовился к производству.

-18

В 1967-1968 годах прошли межведомственные испытания, по итогам которых машину рекомендовали к серийному производству. Однако его так и не развернули. Почему? Достоверно неизвестно. Скорее всего, решили, что более мощные ЗиЛ-131 и Урал-375Д с грузоподъемностью в 5 и 4,5 т и так закроют все задачи, поэтому иметь еще и трехосный трехтонник просто нет смысла. А военный бюджет хоть и большой, но все равно не резиновый.

ЛуАЗ-1901

И снова вернемся к теме транспортера переднего края, с которой статья начиналась. Но там мы говорили о прототипах, а теперь вспомним о дальнейшем развитии.

В 1980-х военных перестал устраивать ЛуАЗ-967М: хотелось более крупную и грузоподъемную машину.

ЛуАЗ-967М в музее РВВДКУ имени Маргелова в Рязани (бывший музей РВАИ имени Дубынина). Фото из личного архива
ЛуАЗ-967М в музее РВВДКУ имени Маргелова в Рязани (бывший музей РВАИ имени Дубынина). Фото из личного архива

Для начала решили просто удлинить корпус и добавить третью ось: обновленная машина разрабатывалась по теме «Геолог». В таком виде на борт помещалось уже до десяти бойцов. При этом для лучшей управляемости поворотными сделали две оси: первую и вторую.

По результатам испытаний, прошедших в 1984 году, решено было внести в конструкцию большой список доработок. Главная проблема заключалась в трансмиссии, которую не получилось легко адаптировать под еще одну ведущую ось.

Трехосный ЛуАЗ-972 на испытаниях в 21 НИИЦ в 1982 году
Трехосный ЛуАЗ-972 на испытаниях в 21 НИИЦ в 1982 году

В итоге получился фактически новый автомобиль с полной массой в 1900 кг против 1350 кг у предшественника, грузоподъемность при этом выросла с 400 до 650 кг. Машина, которой присвоили новый индекс ЛуАЗ-1901, получила новый дизельный трехцилиндровый двигатель мощностью в 51 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы всех трех мостов и подвеску от опытного гражданского автомобиля ЛуАЗ-1301.

Но что более важно, теперь можно было разместить внутри до четырех носилок с ранеными и санитара. Правда погрузка сзади теперь осложнялась тем, что в корму перенесли двигатель.

ЛуАЗ-1901, предлагавшийся в 1990-е на гражданский рынок. Потенциальных заказчиков машина не заинтересовала
ЛуАЗ-1901, предлагавшийся в 1990-е на гражданский рынок. Потенциальных заказчиков машина не заинтересовала

До распада СССР новая машина успела пройти испытания, но после 1991 года шансы на заказ от военных испарились. Потенциальных заказчиков завод искал до конца 1990-х, после чего отказался от дальнейших попыток, а вскоре вовсе отказался от производства собственных разработок.

P.S. Если вы не слышали про гражданский ЛуАЗ-1301, в этом нет ничего удивительного. Это компактный внедорожник, который так и не удалось довести до большой серии. Выглядит он вот так.

-23
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии