Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Рад приветствовать вас на моем канале. Впервые за долгое время решил в новом материале вернуться к теме опытных и малоизвестных советских военных автомобилей.
В новой подборке расскажу как о совсем крохотных машинах, так и о гигантах своего времени. Всех их объединяет то, что они так и не стали серийными.
Прототип ТПК на базе «Москвича»
Идея создания легкого автомобиля для транспортировки раненых и боеприпасов на поле боя возникла у советских военных еще в середине 1950-х. Техническое задание на новый тип автомобиля было разработано тогда по заказу ВДВ и Центрального военно-медицинского управления.
Одним из первых прототипов по теме стал транспортер разработки Московского завода малолитражных автомобилей — МЗМА (С 1967 года переименован в АЗЛК). За основу был взят серийный легковой автомобиль «Москвич-401».
В отличие от более поздних прототипов и серийного ТПК, машина от МЗМА не плавала, но обладала интересной особенностью: водитель мог управлять транспортером, передвигаясь на четвереньках снаружи. Для этого рулевая колонка могла наклоняться. Предполагалось, что таким образом он сможет хоть как-то укрыться от огня. Но, учитывая отсутствие брони, единственной защитой мог быть только блок двигателя, а значит шансы на выживание не особо вырастали.
Прототип военные забраковали из-за отсутствия полного привода и возможности плавать.
На МЗМА не сдались и в 1960 году представили новую машину на базе опытного внедорожника «Москвич-415». Но и тут их постигло фиаско: военным не понравились слишком высокие борта.
ЗиЛ-135
Один из самых ярких представителей линейки специальных автомобильных шасси, разработанных в 1950—1960-е годы в ГСКБ ЗиС (с 1956 — ЗиЛ) под руководством выдающегося советского конструктора Виталия Андреевича Грачёва.
ЗиЛ-135 представлял собой пятитонную амфибию с водоизмещающим корпусом округлой формы. Машина приводилась в движение двумя 130-сильными двигателями, каждый из которых работал на свою бортовую трансмиссию, состоявшую из гидротрансформатора (АКПП) от представительского автомобиля ЗиЛ-111 и цепочки редукторов, передававших крутящий момент на каждое колесо. Поворотными являлись первая и последняя оси, что было традиционной схемой для вездеходов Грачёва.
Максимальная скорость по шоссе составляла 50 км/ч, на плаву — 10 км/ч. В кузове могли поместиться 20-30 человек десанта. Вот только ехать им было бы не очень комфортно, поскольку все выпущенные прототипы не имели упругих элементов подвески.
Военных машина заинтересовала, но не в качестве транспорта для пехоты: на амфибию смонтировали пусковую установку тактического ракетного комплекса «Луна».
Но в роли носителя ТРК амфибия показала себя неважно: на плаву из-за высокого центра тяжести машина каждый раз стремилась опрокинуться. Кроме того, при старте ракеты деформировалась кабина. Чтобы устранить недостатки, ГСКБ подготовило новую модификацию — ЗиЛ-135Б, но военные уже потеряли интерес к машине.
Тем не менее, работы по ЗиЛ-135 не были напрасны: на ЗиЛе продолжили развивать направление, что привело к созданию серийных ЗиЛ-135ЛМ (шасси для ТРК «Луна-М» и РСЗО «Ураган», серийное производство на БАЗе) и БАЗ-135МБ (БРК «Редут», СПУ комплекса ВР-3 с БПЛА «Рейс»).
Эти машины имели уже более простую трансмиссию и подвеску с упругими элементами. Они сильно отличались от прародителя, но определенная «наследственность» в них явно прослеживается.
Объект 1040Б
В одном из недавних материалов на моем канале упоминались опытные бронетранспортеры Объект 1015 и Объект 1015Б совместной разработки Кутаисского автомобильного завода и Военной академии бронетанковой техники. Машины получились довольно интересные, но появились слишком поздно: когда уже был принят на вооружение БТР-60ПБ и разворачивалось его серийное производство.
После неудачи с бронетранспортером наработки не стали забрасывать, поскольку появился новый вариант использования шасси — с 1960 года шли работы по теме «Эллипс» (в других источниках «Эллипсоид»). В рамках нее создавался новый ЗРК ближнего радиуса действия для сухопутных войск, чьи системы обнаружения, управления огнем и сами ракеты размещались бы на одном шасси повышенной проходимости. Позднее тема получит новое наименование — «Оса».
Под ЗРК на КАЗе создали новое шасси на основе Объекта 1015Б под индексом Объект 1040. Несмотря на использование в нем наработок по бронетранспортерам, внешне машина получилась не особо похожей на предшественников.
Корпус сваривался из бронелистов толщиной 8-10 мм, защищавших экипаж и оборудование от легкого стрелкового оружия. От наклонных бортов отказались в пользу вертикальных, чтобы в полках над арками разместить оборудование. Передние и задние оси разместили попарно, увеличив расстояние между 2 и 3 мостами, также была переработана подвеска. Она имела в своем составе гидравлическую систему для измерения клиренса.
Трансмиссию сохранили без изменений, как и двигатель — ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с. Также была сохранена коробка отбора мощности, от которой отходили два вала с водометам и один — к лебедке.
Планировалось, что на шоссе машина сможет разгоняться до 80-85 км/ч, на воде — до 8-9 км/ч, запас хода оценивался в 600 км. Снаряженная масса не должна была превысить 9 т.
Первые два прототипа собрали летом 1964 года, но это были скорее ходовые макеты для проработки основных конструкторских решений. Для ходовых испытаний готовился третий прототип, чья приемка состоялась в октябре того же года. Тогда выяснилось, что при производстве были нарушены технологии и вместо 9 т, машина в снаряженном виде весит уже 9,7 т. Такой перевес не сулил ничего хорошего, поскольку расчетная масса аппаратуры ЗРК на тот момент выросла на 500 кг, а значит уложиться в 13,5-14 т общей массы комплекса уже не получалось.
С декабря по март прошли ходовые испытания с балластом массой в 5 т, который имитировал оборудование ЗРК. В результате выяснилось, что из-за перевеса запас хода по шоссе упал с 600 до 445 км, а гарантийный пробег уменьшился с 15 000 до 10 000 км. Также выявили множество проблем технологического характера и мелких недоработок, которые вряд ли кого-то сильно удивили, учитывая традиционно низкую культуру производства на заводе в Кутаиси.
В 1966 году на опытное шасси установили элементы ЗРК. Испытания с ними, включавшие пуски ракет продлились два года. В процессе обнаружились новые проблемы. Например, при старте ЗУР шасси сильно раскачивалось, отчего ракета отклонялась от требуемой траектории, что усложняло ее управление. Избавиться от раскачивания удалось только с помощью самодельных расчалок. Также неудачной признали и компоновку с антенным постом, разнесенным от пусковой установки: из-за нее не получалось осуществлять круговую наводку без разворота самой машины.
При всем при этом никуда не делась проблема с перетяжеленностью и постоянно всплывали новые недоработки шасси из Кутаиси. Заказчику в лице Минобороны все это надоело и решено было подключить к разработке «Осы» Брянский автомобильный завод. В сравнительно короткие сроки БАЗ подготовил новое шасси БАЗ-5937, с которым новый ЗРК и пошел в серию в 1971 году.
Ни один из трех опытных Объектов 1040 до нашего времени не сохранился. Об их судьбе после 1968 года, когда был сделан выбор в пользу шасси от БАЗа, ничего не известно.
ГАЗ-34
Нет, не показалось: перед вами действительно трехосная «Шишига». Работы по ее созданию начались еще до старта массового производства ГАЗ-66, а первый экземпляр был готов в 1964 году.
В разных источниках содержится разная информация по узлам и агрегатам, которыми ГАЗ-34 отличался от «Шишиги», поэтому приводить их не буду.
Скажу только, что машина имела полный привод на все оси, грузоподъемность в три тонны (против двух у ГАЗ-66) и имела кузов длиной на полметра длиннее, чем у ЗиЛ-131, который в те годы готовился к производству.
В 1967-1968 годах прошли межведомственные испытания, по итогам которых машину рекомендовали к серийному производству. Однако его так и не развернули. Почему? Достоверно неизвестно. Скорее всего, решили, что более мощные ЗиЛ-131 и Урал-375Д с грузоподъемностью в 5 и 4,5 т и так закроют все задачи, поэтому иметь еще и трехосный трехтонник просто нет смысла. А военный бюджет хоть и большой, но все равно не резиновый.
ЛуАЗ-1901
И снова вернемся к теме транспортера переднего края, с которой статья начиналась. Но там мы говорили о прототипах, а теперь вспомним о дальнейшем развитии.
В 1980-х военных перестал устраивать ЛуАЗ-967М: хотелось более крупную и грузоподъемную машину.
Для начала решили просто удлинить корпус и добавить третью ось: обновленная машина разрабатывалась по теме «Геолог». В таком виде на борт помещалось уже до десяти бойцов. При этом для лучшей управляемости поворотными сделали две оси: первую и вторую.
По результатам испытаний, прошедших в 1984 году, решено было внести в конструкцию большой список доработок. Главная проблема заключалась в трансмиссии, которую не получилось легко адаптировать под еще одну ведущую ось.
В итоге получился фактически новый автомобиль с полной массой в 1900 кг против 1350 кг у предшественника, грузоподъемность при этом выросла с 400 до 650 кг. Машина, которой присвоили новый индекс ЛуАЗ-1901, получила новый дизельный трехцилиндровый двигатель мощностью в 51 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы всех трех мостов и подвеску от опытного гражданского автомобиля ЛуАЗ-1301.
Но что более важно, теперь можно было разместить внутри до четырех носилок с ранеными и санитара. Правда погрузка сзади теперь осложнялась тем, что в корму перенесли двигатель.
До распада СССР новая машина успела пройти испытания, но после 1991 года шансы на заказ от военных испарились. Потенциальных заказчиков завод искал до конца 1990-х, после чего отказался от дальнейших попыток, а вскоре вовсе отказался от производства собственных разработок.
P.S. Если вы не слышали про гражданский ЛуАЗ-1301, в этом нет ничего удивительного. Это компактный внедорожник, который так и не удалось довести до большой серии. Выглядит он вот так.
Поделись видео:

