Loading...
Пять образцов военной техники, у которых буква в названии значит больше, чем просто модификация - новости Подоляка

Пять образцов военной техники, у которых буква в названии значит больше, чем просто модификация

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
25
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
4

Ту-22 и Ту-22М

Зайду сразу с козырей. Точнее, с наиболее очевидного примера. Тут все просто: Ту-22 и Ту-22М — это совершенно разные семейства самолетов, не имеющие практически ничего общего, кроме назначения: дальние бомбардировщики-ракетоносцы. Чтобы это понять, можно даже не окунаться в технические детали, а просто посмотреть на фото.

Проистекает это из хитрости Андрея Николаевича Туполева, который под видом модернизации Ту-22К (модификация под применение крылатой ракеты Х-22) работал над совершенно новым самолетом.

Самолеты семейства Ту-22М стали многорежимными за счет применения крыла с изменяемой стреловидностью, получили новые более мощные двигатели, кресла членов экипажа теперь катапультировали вверх, а не вниз, да и в целом очень трудно найти хоть что-то общее по сравнению с Ту-22 без буквы «М».

Кстати, немного побуду еще большей занудой и отмечу, что не существует самолетов Ту-22М. Ограниченно строились Ту-22М0 (10 серийных для испытаний и переучивания летчиков), Ту-22М1 были только прототипами, а массово производились Ту-22М2 и Ту-22М3. Также разрабатывалась модификация Ту-22М4, но ее разработку не успели завершить до распада СССР.

Т-64 и Т-64А

Т-64 чаще всего называют максимально кратко, как и Т-72 с Т-80. И если в случае с последними с этим можно еще смириться, то первый Т-64 сильно отличается от последующих модификаций.

Т-64 образца 1964 года. Источник фото: https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=183

Разъясню. Первым начали производить исходный Т-64 «без букв». Это был еще не совсем тот танк, что мы знаем. Главные отличия — это башня с гомогенной броней и 115-мм пушка, аналогичная той, что ставили на Т-62, но под выстрелы с раздельным заряжанием и сам автомат заряжания. А еще Т-64 по наиболее распространенной классификации считался средним танком.

Т-64А образца 1972 года. Источник фото: https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=183

А вот Т-64А, получивший башню с комбинированной броней и 125-мм пушку, уже являлся полноценным первым ОБТ в мире в его современном понимании. Ее производство стартовало в 1968 году.

Ну а до этого с 1964 по 1968 годы было выпущено более 1100 Т-64. Почти все из них позже доведут до уровня Т-64А (такая переделка получит индекс Т-64Р.)

Су-25 и Су-25Т

Су-25Т. источник фото: https://airwar.ru/enc/attack/su25t.html

Су-25Т — это не просто модификация Су-25, а фактически другой самолет. Это уже не обычный штурмовик, предназначенный преимущественно для поддержки войск над полем боя при помощи неуправляемых бомб и ракет, а многоцелевой ударный самолет с широким набором управляемого вооружения.

Су-25

Да, базовый Су-25 тоже может применять ракеты с лазерной ГСН, но разве что в полигонных условиях, либо по внешнему целеуказанию. Например, такое практиковалось в Афганистане, когда со списанных «Грачей» снимали лазерную станцию станцию подсвета «Клен-ПС» и устанавливали на БТР. Но это лишь частные случаи.

Станция "Клен-ПС" на БТР-80 в Афганистане

Су-25Т, в свою очередь, мог взять под крыло до 16 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», наводимых современной на тот момент обзорно-прицельной системой «Шквал», которая отлично умела сопровождать подвижные цели, в том числе и воздушные.

Су-25Т с богатым набором вооружения

Помимо этого, Су-25Т мог применять управляемые ракеты класса воздух-поверхность с лазерным и телевизионным наведением, корректируемые авиабомбы с телевизионным наведением, противорадиолокационные ракеты и ракеты «воздух-воздух» малого радиуса.

Су-25Т в Кубинке. Источник фото: https://airwar.ru/enc/attack/su25t.html

Интересно, что строились Су-25Т на основе не одноместного Су-25, а на базе двухместной учебно-боевой модификации Су-25УБ. Для первого опытного экземпляра даже позаимствовали планер, предназначенный для первой спарки. Поэтому отличий между обычным Су-25 и Су-25Т еще больше.

ЗиЛ-135К и ЗиЛ-135В

Вот тут одна буква действительно играет огромное значение.

ЗиЛ-135 — это легендарное семейство военных четырехосных автомобилей. Всего их было порядка 20 вариантов. Но в эту статью я взял только два.

Оба предназначались для перевозки транспортно-пусковой установки с крылатой ракетой ФКР-2 (сухопутная версия П-5). А вот дальше были только отличия.

ЗиЛ-135К представлял собой четырехосный автомобиль с кабиной, рамой и всем, что положено автомобилю. На шасси устанавливался транспортно-пусковой контейнер с ракетой и подъемное устройство.

ЗиЛ-135К с ФКР-2 на параде на Красной площади

А вот ЗиЛ-135В, названный так наверняка ради секретности, представлял собой ТПК ракеты с кабиной, газотурбинным двигателем, электромоторами и колесами.

-12

Зачем такое чудо понадобилось? Дело в том, что самоходная пусковая установка создавалась для переброски вертолетом-краном Ми-10РВК. Поэтому было необходимо вписаться в очень жесткие весовые ограничения.

Комплекс в составе вертолета и пусковой установки прошел испытания, но не был принят на вооружение.

Ту-95 и Ту-95МС

Закончу одним из любимых примеров. В СМИ любят смаковать факт, что первый Ту-95 взлетел еще при жизни Сталина в 1952 году и до сих пор в строю спустя столько лет. Обычно при этом вспоминают еще и американский B-52, созданный в те же годы.

Ту-95 первых серий

Однако те самые первые Ту-95 1950-х годов, включая модификации А, М и К уже давно распилены на металл. В строю же сейчас ракетоносцы Ту-95МС, созданные на рубеже 1970-х и 1980-х годов на базе противолодочного самолета Ту-142МК.

Ту-95МС. Источник фото: https://airwar.ru/enc/bomber/tu95ms.html

Последний Ту-95МС был передан в ВВС в 1992 году, так что называть конкретно этот самолет рекордсменом-долгожителем не очень корректно.

И интересный момент. Ту-95МС тоже делился на две модификации в зависимости от числа ракет, которые мог нести: Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16. У первого все они помещались на барабане во внутреннем отсеке, у второго же дополнительные 10 ракет устанавливались на подкрыльевые точки подвески.

Ту-95МС-16 с ракетами под крылом

Подкрыльевые точки подвески демонтировали позже в рамках договоренностей о сокращении наступательных вооружений. Тем не менее, сейчас Ту-95МС-16 модернизируются до Ту-95МСМ и снова получают возможность нести ракеты под крылом, но уже не более восьми штук.

+1
1
+1
25
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
4

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии