Loading...
Пять необычных проектов советских танков, о которых вы вряд ли слышали - новости Подоляка

Пять необычных проектов советских танков, о которых вы вряд ли слышали

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

В истории советского танкостроения было огромное число опытных машин: одни потом стали серийными и обрели мировую славу, другие сохранились в единичных экземплярах и теперь лишь радуют посетителей различных музеев, а третьи и вовсе остались только на бумаге.

Как вы уже могли догадаться, эта статья посвящена второй и третьей категориям. В ней я собрал для вас пять малоизвестных советских опытных танков, которые не стали серийными или не вышли за стадию эскизного проекта.

К-90

Похожий на катер с башней танк создан в ОКБ Сухопутных войск в 1950 году. К-90 разрабатывался в паре с бронетранспортером К-78, конкурируя за право на существование соответственно тандемом из ПТ-76 и БТР-50.

От ПТ-76 наш сегодняшний герой отличался почти всем, кроме орудия. Боевое отделение располагалось в корме, двигатель — в носовой части. Экипаж состоял из трех человек: мехвода, заряжающего и командира, который также выполнял функции наводчика.

От ПТ-76 К-90 отличался не только принципиально другой компоновкой, но и удешевлением благодаря использованию уже отработанных узлов с других машин. Например, ходовую часть и подвеску позаимствовали у артиллерийского тягача М-2, а двигатель мощностью 140 л.с. у грузовика ЯАЗ-200 (с 1951 года МАЗ-200). Кроме того, вместо более сложных водометов на К-90 применили грибные винты.

По результатам испытаний К-90 уступил конкуренту в надежности работы трансмиссии, водоходным качествам и защищенности водоходного движителя (винтов). На вооружение тандем из К-90 и К-78 принимать не стали, но передали документацию в мобилизационный резерв.

Объект 450 (Т-74)

Проект перспективного танка 1980-х, который прорабатывался в недрах харьковского КБ имени Малышева под руководством легендарного Александра Александровича Морозова.

Работы по эскизному проекту начались в 1972 году после одобрения со стороны Министерства оборонной промышленности.

Объект 450

Главное, чем интересен объект 450 — это новый подход к компоновке. Орудие планировали разместить в миниатюрной необитаемой башне, а экипаж, боеприпасы и топливо и двигатель расположить в изолированных отделениях.

По шасси танк был полностью унифицирован с Т-64А. А приводить в движение перспективный Т-74 должен был харьковский дизель мощностью 1250 л.с. Такого правда на тот момент не было. Да и сейчас нет.

Схема Объекта 450 с разных ракурсов

Высокую защищенность обеспечивало применение комбинированной брони. Лобовая деталь должна была иметь защищенность, эквивалентную 700-мм гомогенной бронестали. При всем при этом по массе Морозов планировал уложиться всего в 40 тонн.

Вооружить перспективный танк предлагалось орудием калибра 125 или 130 мм, а автомат заряжания взять у Т-64А.

Все бы хорошо, даже отлично, но электроника тех лет не могла потянуть задачи по обнаружению целей и управлению вооружением. А поскольку весь экипаж сидит в изолированной капсуле, командир и наводчик должны были получать идеальную картинку без задержек.

В итоге проект не привел к воплощению танка в металле, а КБ имени Малышева продолжило развивать тему «танков будущего», но несколько в другом ключе.

Объект 911Б

Еще один легкий плавающий танк. Так можно было бы сказать, но нет. Объект 911Б вышел очень необычной машиной.

Появился он во многом благодаря конкурсу на первую БМП. В нем приняли участие несколько предприятий, каждое из которых представило проект один оригинальнее другого.

Например, КБ Волгоградского тракторного завода сконструировало машину с изменяемым клиренсом и гусенично-колесным движителем. При этом его реализовали не как в танках серии БТ, когда переходили на колеса после снятия гусениц. Нет. Две пары колес поднимались из корпуса! Так предполагалось увеличить скорость передвижения по твердым покрытиям и сэкономить ресурс гусениц.

БМП Объект 911 с разных ракурсов. Особенно обратите внимание на корму. Что-то напоминает? Все верно: позже наработки по этой БМД используют при создании БМД-1

В итоге конкурс выиграл менее технически рискованный и более сбалансированный проект от ЧТЗ — Объект 765. Именно его серийное воплощение известно нам как БМП-1

Объект 765

Волгоградцы долго не расстраивались и решили использовать наработки по своей БМП для создания оригинального плавающего танка. И у них это получилось!

-9

Экипаж сократили всех до двух человек: командира, который еще и исполнял функции наводчика, и мехвода. При этом оба размещались в башне.

Рабочее место механика-водителя установили на специальной платформе, которая вместе с приборами наблюдения оставалась неподвижной, несмотря на вращение башни. Ее также можно было развернуть на 180 градусов, чтобы уверенно ехать кормой вперед.

Объект 911Б с минимальным клиренсом и ПТ-76

Благодаря размещению мехвода в башне получилось не только снизить высоту танка, но и освободить переднюю часть. В получившемся отсеке разместили два топливных бака, два аккумулятора, гидроцилиндры натяжения гусениц и волноотражающего щитка. Но даже со всем этим еще осталось место для двоих человек, для которых даже предусмотрели систему вентиляции. Это в теории позволяло использовать танк в санитарных целях.

Схема Объекта 911Б в разных проекциях. Источник: https://topwar.ru/35438-proekt-plavayuschego-tanka-obekt-911.html

Но это не самое главное: экипаж находился не просто в башне, а фактически в бронекапсуле. Между боевым отделением и передним отсеком было несколько бронелистов общей толщиной в 35 мм, перегородка, отделяющая от МТО состояла из двух 35-мм бронеплит с противопожарной перегородкой между ними, с бортов экипаж прикрывали бронелисты толщиной 20 мм (снизу) и 45 мм (сверху). Если учесть, что дополнительная защита обеспечивалась двигателем и передним отсеком, защищенность экипажа была на очень высоком уровне для такой легкой машины.

-12

Толщина брони башни составляла 40 мм, лобовой части корпуса — 10 мм под углом 45 градусов, борта — 8 мм. Вооружили танк 73-мм орудием «Гром», таким же какое устанавливали на БМП-1.

Благодаря двигателю в 300 л.с. и массе всего в 12,5 тонны, Объект 911Б разгонялся по твердому покрытию до 72 км\ч. На воде танк перемещался с помощью водометов на скорости до 11 км\ч.

На плаву. Источник фото: https://topwar.ru/35438-proekt-plavayuschego-tanka-obekt-911.html

Единственный прототип танка был собран в 1964 году. Он прошел испытания, на которых по некоторым параметрам показал себя лучше серийного ПТ-76, но на вооружение принят не был. Военные не увидели у него существенных преимуществ перед БМП-1, которая имела схожий комплекс вооружения (но еще и с ПТУР), сравнимую защищенность, но еще и могла перевозить десант.

В итоге в системе вооружений Советской армии место такой интересной машине не нашлось.

Объект 287

Когда речь заходит о ракетных танках, то в первую очередь вспоминается ИТ-1 на базе Т-62, который оказался единственной серийной машиной такого типа. Но были и другие.

Например, Объект 287. Создан в первой половине 1960-х в КБ Ленинградского Кировского завода под руководством еще одного легендарного конструктора — создателя всех тяжелых танков и САУ времен Великой Отечественной войны Жозефа Яковлевича Котина.

Объект 287 в наши дни в Кубинке

В качестве базы выбрали новейший Объект 432, он же Т-64 в первой его версии. А вот комплекс вооружения получился оригинальный: пусковая установка ПТУР «Тайфун» и две револьверные полуавтоматические 73-мм пушки 2А25 «Молния». Револьвер каждого орудия вмещал по 8 выстрелов ПГ-15В «Копье», то есть по боеприпасам 2А25 была унифицирована с 2А28 «Гром» — орудием будущих БМП-1\БМД-1.

Вид сверху под углом. Танк выглядит с этого ракурса отлично

В лобовой проекции танк сохранил уровень бронирования исходного шасси, а значит выдерживал попадание любого современного на тот момент иностранного танка. Все в порядке было и с подвижностью: двигатель мощностью в 700 л.с. и меньший вес по сравнению с исходным Объектом 432 гарантировал достойные динамические характеристики: удельную мощность в 19,8 л.с. на тонну и максимальную скорость по шоссе в 66 км\ч.

А вот с комплексом вооружения вышел провал. Противотанковая ракета «Тайфун» теоретически могла поражать цели на дистанциях от 500 м до 4 км, пробивая до 500 мм брони. Вот только попасть было очень сложно, поскольку средства автоматизации отсутствовали. Если в случае с ПТРК «Дракон» на ИТ-1 можно было даже результативно стрелять с ходу, то тут и огонь с места представлялся непростым делом.

Почему? У комплекса «Тайфун» на Объекте 287 не было полуавтоматического наведения, когда после пуска нужно просто удерживать цель в перекрестии. В случае с «Тайфуном» требовалось напрямую управлять полетом ракеты, что требовало действительно большого умения командира-оператора.

Ракета ПТРК «Тайфун»

Две 73-мм пушки предназначались для поражения целей в пределах «мертвой зоны» ПТРК, то есть до 500 метров. Однако и тут возникли проблемы из-за низкой точности орудий.

Объект 287 на полигоне

Неприятный сюрприз ждал и мехвода. Специально разработанный для него прибор ночного видения имел большую инерционность изображения. То есть тормозил. Водить в таких условиях на относительно высокой скорости было невозможно.

Испытания Объекта 287 проходили с 1965-го по 1968-й год, по их итогам его не стали принимать на вооружение — в серию пошел показавший себя лучше ИТ-1.

До нашего времени сохранился один опытный Объект 287, его можно увидеть в музее в Кубинке. Всего для испытаний построили две машины, но вторую разобрали на металлолом.

Объект 788

Заключительный «герой» этой статьи относится к «бумажным» танкам, поскольку дальше эскизного проекта дело не пошло. Но машина довольно интересная, поскольку являлась фактически модификацией хорошо известной всем БМП-1.

Попытка сделать масштабную модель Объект 788, переделав модель БМП-1. Автор: пользователь Axilesrus с форума http://scalemodels.ru

А история такая. В начале 1970-х по настоянию министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко перед заводами, занимавшимися легкой гусеничной боевой техникой, поставили задачу подготовить аванпроекты легких плавающих танков массой до 15 тонн.

Из этого конкурса вышли созданные «в металле» волгоградский Объект 934 «Судья» (предок БМД-3 и «Спрута») и курганский Объект 685 (предок БМП-3). А вот проект КБ Челябинского тракторного завода дальше эскиза не продвинулся.

На ЧТЗ решили не плодить сущности, а спроектировали переделку ранее разработанной в заводском КБ БМП-1 в легкий танк. Что же изменилось? Командир переехал из левой части корпуса в новую двухместную башню со 100-мм орудием, а вместо десантного отделения разместили в корме укладку боеприпасов.

Объект 788. Источник фото: http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/nelegkaya-sudba-legkogo-tanka-legkij-tank-obekt-934-sudya

Челябинцы первыми представили свой проект на конкурс, но убрали из него ПТРК «Фагот», водометы и оборудование для самоокапывания, поскольку с ними не удалось бы уложиться в требуемую массу в 15 тонн.

В итоге комиссия отклонила аванпроект и дальше ЧТЗ в работах над новым легким танком не участвовал. Подробнее об этом вы можете прочитать в отдельной статье по ссылке ниже.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии