Loading...
Путешествие из Петербурга в Москву: сколько занимала поездка в эпоху без поездов - новости Подоляка

Путешествие из Петербурга в Москву: сколько занимала поездка в эпоху без поездов

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
13
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Представьте, что вам нужно срочно оказаться в Москве. Сегодня это три с половиной часа на «Сапсане» – и вы уже пьете кофе в центре. А в XVIII веке это была настоящая игра на выживание.

Пушкин мог потратить на такую поездку свою годовую зарплату. Давайте разбираться, как проходило в начале XIX века путешествие между двумя столицами.

Путешествие из Петербурга в Москву: сколько занимала поездка в эпоху без поездов

Александр Радищев, когда публиковал в 1790 году свое знаковое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», вряд ли мог предположить, что спустя два с половиной века это будет совсем не «путешествие».

Сейчас на «Сапсане» можно доехать за 3 часа 40 минут. Я по Москве иной раз еду дольше из одного конца в другой (спасибо пробкам).

Но 200 лет назад, еще до эпохи поездов, дорога между Москвой и Питером — это каждый раз настоящее приключение.

-2

Давайте посмотрим, сколько времени занимала такая поездка и как она была организована.

А начнем мы с одного парадоксального факта:

В начале XIX века путь из Петербурга в Москву сократили в два раза. Причем еще до изобретения поездов! Как им это удалось, ведь лошади — ресурс конечный? Им не поставишь новый мотор, который, прошу прощения за каламбур, по мощности выдает в два раза больше «лошадок».

Сколько времени занимала поездка

Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург в 1712 году. И сразу же на злобу дня встал вопрос — связать оба города.

-3

Роль Санкт-Петербурга была велика. Петр I поступил по советам Макиавелли (великого философа и политолога своего времени):

Создай столицу там, где планируешь расширение государства.

Один минус — с дорогами в это направление было плоховато. Они вели куда угодно, только не сюда, на северо-запад.

И Петр повелел строить «всесезонную гужевую трассу» — по сути, первую магистраль для конных экипажей.

-4

Строить начали сразу, но закончили только при Елизавете в 1746 году. Получилось 776 км чего-то вроде грунтовки с деревянными вставками.

Как путь на лошадях сократился в два раза

Главное, что меня удивило во всей этой истории — в 30-е годы путь из Петербурга в Москву сократился аж в два раза. Без поездов и новейших технологий. Давайте разберемся, как им это удалось.

-5

А теперь про скорость: в конце XVIII века Николай Карамзин жаловался, что в день удавалось проезжать всего 75 км, то есть путешествие растягивалось на 10–11 дней.

Но уже в 1830-х годах дорога стала бодрее: скорость выросла в два раза. И уже Пушкин ездил из Петербурга в Москву за 4-5 дней. Причем Пушкин ездил «то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете».

Улучшилось дорожное покрытие. В 1817-1834 годах было построено шоссе между Москвой и Петербургом по системе французского инженера Трезаге. Это значительно улучшило качество дороги по сравнению с прежними грунтовыми путями.

Новое покрытие оказалось прочнее и экипажи перестали вязнуть в грязи.

Из чего же сделано было это покрытие. Нижний слой составлял пакеляж. Это крупные камни в форме усеченной пирамиды, установленные вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание.

Так строили еще в Древнем Риме

Средний слой — щебень более крупной фракции. Верхний слой — щебень мелкой фракции (расщебенка).

Такая многослойная конструкция и воду хорошо отводила и выдерживала колеса экипажей.

Развитие инфраструктуры. Вдоль тракта появились ямы. Вы скажете — эка невидаль, у нас этих ям на дороге — каждую весну миллионы!

Ямы — это почтовые конные станции, где путники могли менять уставших лошадей на свежих. Это позволяло поддерживать высокую скорость на протяжении всего пути.

-7

Ямщики — именно от этих «ям» в русском языке и появились. А технология эта — монгольская, так еще посыльные Чингисхана путешествовали.

Появление разгонных лошадей. На станциях появились специальные разгонные лошади, которые бежали на максимуме возможностей и менялись на каждой станции. Это существенно увеличило среднюю скорость передвижения. Но, само собой, такие лошади были не для всех. Либо для богатых либо для государевых слуг.

Совершенствование экипажей. Появились более легкие и быстрые типы повозок, таких как коляски и кибитки, которыми пользовался Пушкин.

Сами по себе экипажи ехали быстрее — потому что лошадям проще было их везти. Да и люди не так тряслись в них и уставали, чтобы делать длинные перерывы.

Короткий маршрут. Была построена новая дорога. После в 1830-х путь сократился с 776 до 719 км. Дорога стала более прямой.

Сколько это стоило

-8

Быстрый ответ — очень дорого. Все зависело от количества лошадей. Возьмем для расчетов стандартную упряжку с тремя скакунами (на такой ездил Пушкин, он то нам и оставил много полезной информации о подобных поездках). Из чего складывалась цена:

«Прогон». Это плата за пользование дорогой, которую отдавали абсолютно все. Это как на современных платных магистралях.

Во времена Пушкина «прогон» стоил 10 копеек за версту (1,07 км) с одной лошади. За трех лошадей, соответственно, 30 копеек. Общая стоимость — 218 рублей.

Подорожная. Это документ, с которым выезжали за пределы города. Его заказывали заранее, бланк стоил 30 копеек.

-9

Смена лошадей. За это платили отдельно, и цена очень разнилась от количества замен и качества скакунов. Это как современная аренда авто. В среднем получалось полкопейки за версту с лошади (такие цены сохранились в документах). Тройка обошлась бы в среднем в 110 рублей.

Починка. Пусть это и не гарантированные траты, но, увы, регулярные. В 1832 году Пушкин писал, что за починку кареты в пути у него взяли 500 рублей. Для сравнения, за эту цену в середине XIX можно было купить двух высококвалифицированных крепостных крестьян.

-10

Питание и проживание в гостиницах. Зависело от предпочтений. За 5 суток можно было потратить в гостиницах от 2 до 20 рублей, на питание — до 30 рублей в придорожных ресторанах.

Взятки. Взяточничество на дорогах процветало. Если не хочешь ждать очереди на почтовую лошадь — заплати сверху, и она появится сразу. Эту статью расходов реконструировать трудно.

В среднем выходило около 500 рублей (если, конечно, не нужно было чинить карету). 50 рублей — стоил хороший крестьян без навыков.

-11

Александр Сергеевич успел дослужиться до чина титулярного советника. В те времена подобные чиновники получали 60 рублей в месяц. То есть, в одном путешествии из Петербурга в Москву Пушкин мог оставлять практически целиком свое годовое жалованье, положенное ему по чину.

В переводе на современные деньги, путешествие из Петербурга в Москву (или наоборот, главное — что в один конец) обошлось бы в 1 млн рублей!

В 1820 году, когда заработали дилижансы, билеты стоили от 55 до 95 рублей в зависимости от уровня комфорта. Это было многократно дешевле путешествия «на перекладных» или даже «на своих». Но и в этом случае поездка считалась дорогим удовольствием. Например, Николай Гоголь в 1830-е писал, что снимал квартиру в Петербурге за 25 рублей в месяц. То есть, путешествие в одну сторону стоило дороже двух месячных аренд.

Дорога на своих лошадях

На своих лошадях получалось дешевле. Но и дольше. Припасы готовились самостоятельно. В ту пору уже появились консервы (их изобрели в 1804 году). Но основными запасами были сушеное и копченое мясо, сушеные фрукты и сухари.

-12

В «Евгении Онегине» Татьяну Ларину везли на своих в Москву семь суток — то есть на два дня дольше, чем на перекладных.

Основная проблема такого выбора — лошади. Им нужен постоянный отдых, приходилось останавливаться и терять время.

+1
2
+1
13
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии