Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В период существования Страны Советов, мотоциклы считались одним из основных транспортных средств, который мог себе позволить любой человек, даже при условии, что его доход был минимальный.
Техника была разной, поэтому выбрать можно было все, что подходило как по техническим характеристикам, так и по средствам.
Мотоциклы-вездеходы, на которых заводы-изготовители устанавливали широкопрофильную резину, выпускались гораздо меньшими по количеству экземпляров партиями, хотя эта техника была очень популярной.
В основном модели таких мотоциклов выпускались заводами ЗИД, ИЖМАШ, чуть позже ТМЗ.
Тем не менее, категории тружеников лесных угодий, сельские жители и любители активного вида отдыха, например, рыбаки, туристы, грибники, очень нуждались в подобной технике.
Там, где обычные мотоциклы и автомобили грузли, модели мотоциклов с использованием широкопрофильных шин проезжали практически без всяких усилий.
Мотоцикл «Тула»
Тульский мотоциклетный завод стал одним из первых советских предприятий, разработавший и серийно выпускавший модели с использованием вместо обычной резины широкопрофильные шины.
Поговаривают, что тульские инженеры свой мотороллер частично скопировали с немецкой модели Goggo-Roller ТА200.
Тем не менее, разработка «Тула Т-200» была запущена в серийный выпуск уже в 1957 году.
По своим техническим характеристикам и мощности первый советский мотороллер уступал немецкому прототипу, но все же, он быстро набрал популярность, особенно в среде сельских жителей.
Сельские женщины и подростки обожали «Тулу» и использовали, как только хотели: ездили в магазин за продуктами, катались в соседние села на дискотеку, путешествовали.
Слабый двигатель, всего в 8 л. с. и довольно большой вес в 155 кг не позволял перевозить тяжелые по весу грузы. Для практичного советского человека эта особенность была непозволительной роскошью, что и стала причиной снижения популярности.
Уже в начале 80-х, инженеры завода вернулись к идее создания мотоцикла повышенной проходимости.
200 кубовый двигатель без сбоев работал на низких оборотах, что позволяло, имея определенные навыки вождения управлять мотоциклом по бездорожью, а новый тип подвески оправдывал все надежды конструкторов.
Единственным минусом модели считалась слабый разгон мотоцикла на шоссейном покрытии, но мотоцикл, собственно говоря, и проектировали для того, чтобы эксплуатировать ее в условиях бездорожья.
ИЖ Планета-3
Ижмашевцы не захотели разрабатывать мотоцикл-внедорожник на базе модели «ИЖ Юпитер» и причин, почему так произошло, скорее всего, несколько.
Решив установить на «Планете» широкопрофильную резину, которая, между прочим, в СССР не изготавливалась, конструкторы столкнулись с одной единственной проблемой, которая так и осталась не решенной.
Если для категории легких мотоциклов широкие обода годились по совместимости веса, то на «Планете» получилось так, что на испытаниях при быстрой езде модель кидало из стороны в сторону, а по песку она и вовсе грузла.
И все же, на фоне неудач и поражений, были и победы. Игорь Буланов, инженер-конструктор Ижмаша, вместе с такими же друзьями-энтузиастами, создал собственную модель мотоцикла-внедорожника ИЖ-Триал.
Инженеру пришлось начинать разработку практически с самого начала, так как ни тип рамы, ни мощность двигателя, ни подвеска с действующей модели «Планета» не годились.
После сборки и испытаний образец был признан удачным, и проект можно было смело реализовать для серийного выпуска.
Причиной отказа руководства завода стало отсутствие свободных финансовых ресурсов, но и не только это.
Для сборки новой модели требовалось не только оборудование и пристраивание новых заводских линий, но и возможность организовать поставки широкопрофильной резины из-за рубежа (в СССР заводов по выпуску резины такого типа не было).
В этот период в стране явно назревали сложности в экономике, поэтому руководство завода решило временно заморозить проект.
ВОСХОД-175 ШПШ
Конструкторы завода им. Дегтярева решая проблему создания мотоциклов класса внедорожники, начали свои разработки сразу в нескольких направлениях.
К началу испытаний было предоставлено три модели мотоциклов-внедорожников, где на первой модели инженеры просто сменили колеса и оси к ним и доработали силовой агрегат.
На второй модели было решено установить вместо обычных колес со спицами, специальные, хотя также была проведена модификация выхлопной трубы, разместив ее, чуть по-другому.
Самой удачной получилась модель №3 «Восход ШПШ-3», где за основу была взята модель от японского производителя Suzuki Van-Van, которая использовалась спортсменами для игры в мотобол.
Высокая посадка не мешала входить на большой скорости в крутые попороты, на максимальных оборотах мотор не вибрировал, а обода и колеса выдерживали значительные механические нагрузки.
И снова причиной для отказа в серийном производстве стали отсутствие лишних денег на закупку нового оборудования и нежелание руководства переделывать заводские линии под сборку новой модели.
Поделись видео: