Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Подводная лодка U-1206, вошедшая в состав Кригсмарине 16 марта 1944 года, относилась к самому массовому типу 7C. Эти субмарины, считавшиеся «рабочими лошадками» флота, к концу войны начали оснащать технологической новинкой — гальюнами (туалетами) высокого давления.
Конструкция была ответом на тактическую необходимость. Стандартные лодки хранили отходы в цистернах, что съедало драгоценное место и вес, и требовали всплытия для их сброса. Новая система позволяла использовать гальюн на большой глубине, выталкивая отходы сжатым воздухом через сеть клапанов.
Это давало субмарине возможность дольше оставаться незамеченной, не всплывая из-за «зова природы». Однако система была крайне сложной. Она требовала специальной подготовки, и в штате даже имелся отдельный техник — «оператор гальюна».
Именно это инженерное «достижение» и привело к роковой, и своего рода каламбурной, трагедии U-1206. Эта субмарина до сих пор остаётся единственной в мире, потопленной из-за нештатной работы туалета.Kübelwagen (Кюбельваген) – Армейский Volkswagen Жук, ставший внедорожником Вермахта
Единственный боевой поход
Командование подлодкой U-1206 в июле 1944 года принял капитан-лейтенант Карл-Адольф Шлитт, сменив первого командира Гюнтера Фрице.
Остаток года экипаж (всего 50 человек) провёл в тренировках. В начале 1945 года U-1206 перевели в боевой состав 11-й флотилии. А 6 апреля 1945 года субмарина покинула Кристиансанн (Норвегия) и вышла в свой первый и, как оказалось, последний боевой поход.
Задачей был поиск судов союзников у берегов Британии. Первые дни патрулирования прошли штатно, но 14 апреля, всего через восемь дней, произошёл инцидент. Лодка находилась на глубине около 61 м в девяти милях от Питерхеда, Шотландия.
По широко распространённой версии, капитан Шлитт решил лично воспользоваться «высокотехнологичным» гальюном. Не разобравшись в инструкции, он столкнулся с проблемами. Вызванный на помощь механик (тот самый оператор), пытаясь устранить неисправность, открыл неверный клапан.
В отсек сразу хлынула забортная вода, которая смешалась с нечистотами. Поток устремился в аккумуляторный отсек, расположенный прямо под гальюном. Контакт морской воды и аккумуляторной кислоты вызвал бурную химическую реакцию, приведшую к быстрому выделению высокотоксичного хлора.
Обнаружение и затопление
В ситуации, угрожающей жизни экипажа, у капитана Шлитта оставался единственный выход.
Он приказал сбросить торпеды (для облегчения веса) и отдал команду на экстренное всплытие. Подлодка U-1206 продула балласт и поднялась на поверхность в непосредственной близости от побережья.
Экипаж пытался срочно провентилировать отсеки, но не успел — субмарина была замечена патрульной авиацией Королевских ВВС (RAF). Самолёты союзников атаковали лодку.
Не имея возможности погрузиться из-за ядовитого газа и полученных повреждений, капитан Шлитт приказал уничтожить секретные документы и затопить судно.
46 членов экипажа (включая капитана) были спасены британскими судами и попали в плен. Четыре подводника погибли: трое утонули в штормовом море во время эвакуации, ещё один скончался от болезни накануне инцидента.
Версия капитана и судьба лодки
Война в Европе завершилась через 3-недели. Всю оставшуюся жизнь Карл-Адольф Шлитт отрицал свою личную причастность к инциденту.
В официальном рапорте он утверждал, что находился в машинном отделении, когда механик в носовой части пытался починить внешний клапан гальюна, что и вызвало течь.
Капитан Шлитт скончался в 2009 году в возрасте 90 лет. Историки до сих пор не могут с уверенностью сказать, кто именно допустил ошибку, но причиной гибели лодки однозначно стала нештатная работа сложной туалетной системы.
Обломки U-1206 были обнаружены в 1970-х годах во время работ по прокладке нефтепровода компанией BP (British Petroleum). В мае 2012 года дайверы совершили экспедицию к обломкам, которые покоятся на глубине 86 метров и находятся в относительно хорошем состоянии.
Поделись видео:

