Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На всех этапах обучения солдат и офицеров вермахта большое внимание уделялось идеологической обработке. При подготовке операции «Барбаросса» ключевым моментом становилась антисоветская пропаганда. Вложенный в головы военнослужащих образ советского недочеловека должен был морально оправдать безжалостность и оправдать уничтожение низшей по развитию расы.
Относилось это и к женщинам. Пропагандисты внушали, что живущие в Советском союзе женщины обладают весьма низким интеллектом, попросту они глупые и невоспитанные. Им не привито чувство собственного достоинства, они некультурны и с весьма низкими моральными принципами.
Трудно сказать, какие образы возникали в мозгах немецких солдат после подобной пропаганды, но реальность оказалась совсем не похожа на геббельсовские байки.
В первую очередь их поразило, что даже во время войны переломавшей их жизни, они довольно редко выказывали ненависть и проявляли жестокость. Скорее они отличались добротой и состраданием, даже к солдатам противника. Они понимали, что война это страшное зло для всех. Гибнут вынужденно ставшие солдатами крепкие молодые мужчины. Война не щадит ни женщин, ни детей, ни стариков. В русском менталитете исторически присутствует гуманность и милосердие. Русские женщины способны жалеть всех страдающих, невзирая на подданство и национальную принадлежность.
Довольно характерными примерами ломки стереотипов, навязанных нацистской пропагандой служат записи, найденные в дневниках немецких солдат. Вот выдержка из записей санитара вермахта:
«Странным кажется отсутствие вражды у русской женщины к солдатам той армии, с которой борются её сыновья: Старая Александра из крепких ниток… вяжет мне носки. Кроме того, добродушная старуха варит картофель для меня. Делают ли они это из страха или действительно у этого народа врождённое чувство самопожертвования? Или же они это делают по добродушию или даже из любви? Она знает, что мы против них сражаемся, и всё-таки она для меня вяжет носки. Чувство вражды ей, вероятно, незнакомо.»
Еще одна подобная запись, в которой немецкий солдат уже не удивляется, а пытается анализировать и искать причины в особенностях характера и русского менталитета:
«Ненависть в течение продолжительного времени… не в русском характере. Это особенно ясно на примере того, как быстро исчез психоз ненависти у простых советских людей по отношению к немцам во время Второй мировой войны. При этом сыграло роль… сочувствие, материнское чувство русской сельской женщины, а также молодых девушек по отношению к пленным. Западноевропейская женщина, встретившаяся с Красной Армией в Венгрии, удивляется: «Разве это не странно — большинство из них не испытывают никакой ненависти даже к немцам: откуда у них берётся эта непоколебимая вера в человеческое добро, это неисчерпаемое терпение, эта самоотверженность и кроткая покорность…»
Немецкие офицеры отмечали отсутствие страха в русских женщинах. Вопреки ожиданиям, на их лицах не лежала вековая печать забитости и рабского боязливого смирения. Они абсолютно не боялись общения с немцами, причем на основе равноправия, несмотря на то, что это были противники, оккупировавшие их землю.
Когда местное население стали в массовом порядке вывозить на работу в Германию, после обязательных при этом медицинских осмотрах рухнула еще одна легенда. Пропаганда утверждала, что все советские женщины распутны по природе и ведут беспорядочную половую жизнь. К удивлению немецких врачей подавляющее большинство девушек были невинны. Вот свидетельство Юнгера:
«Между прочим, мне рассказывал штабной врач фон Гревениц, что во время медицинского осмотра преобладающее большинство девушек оказались девственницами. Это видно также по физиономиям, но трудно сказать, можно ли прочесть по лбу или по глазам — это блеск чистоты, которой окружено лицо. Его свет не имеет в себе мерцания деятельной добродетели, а скорее напоминает отражение лунного света. Однако как раз поэтому чувствуешь большую силу этого света…»
Да и немецкие солдаты поголовно распутных и аморальных женщин не обнаружили. Разумеется, как в любой стране они попадались, но гораздо меньше, чем где-либо. В том консервативном обществе иначе быть и не могло. В почете были нежность и чувственность, духовная развитость и моральные устои. Девушка была обязана беречь и сохранять честь для своего любимого человека.
Поражало немцев и еще одно качество русских женщин. Это завидная работоспособность и умение переносить тяготы и лишения. Заболевшая никогда не выйдет на работу, а если и будет вынуждена это сделать, то работать будет вполсилы, насколько позволяет самочувствие. Русские женщины всегда работали с полной отдачей, и справлялись с любыми трудностями.
Удивлял их и факт, что, даже имея возможность уехать в тогда еще мирную, благополучную и сытую Германию, они предпочитали оставаться на Родине, полуголодной и разрушенной войной.
«Я разговариваю с Анной, старшей дочерью, — пишет он. — Она еще не замужем. Почему она не оставит эту бедную землю? — спрашиваю я её и показываю фотографии из Германии. Девушка показывает на свою мать и на сестёр и объясняет, что ей лучше всего среди близких. Мне кажется, что у этих людей есть только одно желание: любить друг друга и жить для своих ближних.»
В целом все усилия геббельсовских пропагандистов рассыпались при первом столкновении немецких вояк с реальностью. Произошел разрыв шаблона и полная переоценка:
«Что врала нам пропаганда о русской женщине? И какой мы её нашли? Я думаю, что вряд ли найдётся немецкий солдат, побывавший в России, который не научился бы ценить и уважать русскую женщину.»
Поделись видео: