Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В. И. Левков стал для советского кораблестроения тем человеком, которых называют первопроходцами-практиками в области освоения и внедрения новых идей.
Его разработка военного катера-торпедоносца позже неоднократно использовали при создании проектов техники, где вместо обычной винтовой тяги использовалась воздушная подушка.
Идею использовать накапливаемый роторной установкой воздух для передвижения Левочкин позаимствовал у К. Э. Циолковского, ознакомившись с его работой «Сопротивление воздуха и скорый поезд».
Идея была новой и практически неизученной практически, поэтому сотрудники Новочеркасского политехнического института, в котором работал и профессор Левков, с энтузиазмом взялись за разработку нового транспорта.
Первые результаты
В 1934 году был собран экспериментальный катер, для первичных испытаний, названный в честь его руководителя проекта и создателя Л-1.
Главной задачей военного торпедоносца являлась скорость передвижения, позволявшая появляться максимально быстро там, где требовалось нанести торпедную атаку.
На экспериментальном катере вместо обычных винтов использовали роторную установку, нагнетавшей под судном воздух.
Воздушная прослойка, или подушка, удерживая судно над поверхностью воды, исключала привычное сопротивление воды, что позволяло максимально быстро разгонять торпедоносцу.
Технических недоработок было много, но и положительный результат тоже был и это, на тот момент было самое главное условие.
К 1937 году был инженеры института под руководством профессора Левкина, собрали Л-5, катер, полностью обшитый металлическими листами, с возможностью разместить на судне экипаж из трех человек, несколько глубинных бомб или торпед.
С целью самообороны на судне был установлен пулемет ДШК, которым можно было управлять на специальной турели.
Торпедный катер максимально разгонялся до 135 км/ч, при этом он легко преодолевал качку в 5 балов и кроме водной глади мог перемещаться по болотистым и песчаным местам.
Цельнометаллический корпус катера с общим весом в 8,6 тонн позволял маневрировать судном на высокой скорости, без боязни опрокинутся.
Катер прошел максимальные испытания, где были опробованы не только возможность эксплуатации на воде, но и на болотистых участках, а также на заснеженных площадях.
Дальнейшее проектирование было решено перенести в Ленинград. В виду того, что РККА в перспективе на ближайшее будущее могла бы получить на вооружение абсолютно новый тип транспорта, проект был принят, но с поправкой, что инженерам предстоит доработать некоторые технические характеристики.
Важным обстоятельством являлось то, что для сборки катеров на воздушной подушке требовались отдельные цеха и оборудование, где большую часть необходимо было закупать от зарубежного производителя.
И даже эта задача была решена, так как министерство обороны СССР потребовало увеличить финансирование проекта и деньги были практически сразу выделены.
Что стало причиной закрытия проекта
К сожалению, начатая Германией война полностью нарушила все планы.
Большая часть денег срочно были использованы для укрепления линии обороны города.
Суровая зима и сложности с доставкой продуктов только усложнили ситуацию и единственное, что было сделано, это доставка катера в Москву.
В 1941 году ситуация с удержанием линии обороны стала совсем катастрофической. Военным руководством было принято решение уничтожить собранный образец Л-5, хотя в Кронштадте оставалось несколько катеров, проектируемые Левковым.
За время войны советские военные инженеры предоставили несколько проектов катеров, которые технически превосходили Л-5. Единственное, что действительно можно было использовать от разработки Левкина, это принцип работы роторного нагнетателя.
Еще одной проблемой стало то, что капиталистические экономически развитые страны также заинтересовались новой идеей создания катеров на воздушной подушке.
Модификация старых катеров, созданных Левкиным еще до войны, не имела никаких шансов.
Проектирование новых суден с использованием воздушной подушки требовалось начинать изначально, что и было сделано.
После указания партийного руководства страны в начале 60-х годов были задействованы сразу несколько КБ от различных предприятий по сборке речных и морских катеров.
Потребовались средства и немалые, поэтому создание проектов гражданских моделей катеров стало вторичной проблемой, хотя и эту отрасль довольно не плохо финансировали.
Когда стало ясно, что устаревшие катера можно смело резать на металлолом, то по указанию военных так и было сделано.
Поделись видео:
