Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Думаю, не открою Америки, если скажу, что с момента развала СССР, начался развал и авиастроения. Сейчас пытаются вернуть хоть какие-то достижения былой мощи и построить собственные. Так почему новейшего магистрального самолёта XXI века пока нет в массовом производстве? Давайте разбираться вместе.
Эта статья станет полноценным ответом на вопрос моего подписчика:
МС-21 – что это (простыми словами)
МС-21 расшифровывается как Магистральный Самолёт 21 века. Уже из этого понятно, что он разработан для использования на долгие годы вперед.
Этот самолёт относится к категории магистральных, то есть предназначен для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния. По классу он сравним с популярными зарубежными моделями – Airbus A320 и Boeing 737, которые сейчас массово находятся в нашем авиапарке.
Однако МС-21 имеет свои особенности:
-
Крыло из композитных материалов, которые делают самолёт легче, экономичнее и прочнее. Такое крыло есть только у Boeing B787, Airbus A350 и Bombardier CSeries.
-
Современные технологии – в его конструкции и производстве используются самые передовые разработки российской авиационной промышленности.
-
Экономичность и комфортность – разработчики поставили цель, чтобы МС-21 потреблял меньше топлива, чем его конкуренты, и был более удобным для пассажиров.
Мы не будем затрагивать здесь технические характеристики этого лайнера, так как суть статьи понять, не какой он, а почему его нет в массовом производстве.
Да, современные российские авиакомпании долгое время пользовались преимущественно иностранными самолётами, но теперь страна делает ставку на собственные разработки, чтобы не зависеть от импорта.
В 2009 году думали, что серийное производство самолёта начнется в 2016 году. Но производство отложили сначала на 2024, а теперь и на 2025-2026 годы. На сегодняшний день созданы 4 опытных самолета МС-21-300.
В программе развития отечественной авиационной отрасли до 2030 года планируется произвести 270 самолётов МС-21, которые будут обслуживать внутренние и международные рейсы.
А что для этого есть у нас сейчас?
С развалом СССР и получением самостоятельности республиками, развалилась мощнейшая в Мире авиаиндустрия – советское авиастроение. То, что по мнению большевиков, должно было объединять народы и облагораживать, превратилось в трагедию.
В Советском Союзе существовало более 50 предприятий авиационной отрасли и они базировались не только в РСФСР, но и в других советских республиках. Часть из них занималась выпуском отдельных узлов и агрегатов к самолётам, часть специализировалась исключительно на ремонте воздушных судов, а несколько заводов выпускало из ворот своих ангаров готовые лайнеры.
Например, Ташкентский «ТАПОиЧ» (который расшифровывается как Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени В.П. Чкалова) – он полностью прекратил своё существование в 2014 году. А перестали делать на нем самолеты и комплектующие практически с 1993 года. Эта боль тысячи рабочих, инженеров и конструкторов, и её ничем не унять.
Все эти предприятия изначально были сориентированные на авиастроение. Чтобы создать самолет нужны металлы, материалы и пр., а это уже тысячи рудников, обогатительных комбинатов, литейных комплексов, заводов, фабрик и других предприятий. Нужна логистика, нужны координаторы.
И это все при СССР работало как единый механизм, причем достаточно хорошо отлаженный и обеспеченный высококвалифицированными специалистами от разнорабочего до министра.
И всё это развалилось в одночасье, превратив в металлолом уникальные станки и оборудование, а самое страшное – выбросило на улицу сотни тысяч и даже миллионы квалифицированных специалистов с образованием и опытом работы в авиастроении.
Но, как говориться: «Из разбитого кувшина, новый не соберешь». СССР был богатой страной и многим политикам казалось, что и после развала Россия, если и не сможет своё произвести, то сможет купить чужое. Увы, гладко было только на бумаге.
Покупка импортного и обесценивание своего, привела к огромной зависимости не только от импортного производителя, но и от политики между государствами. Теперь стали решать судьбу нашей авиации чужие дяди и тёти, причем уже не спрашивая нашего мнения. Вот тут то мы и стали тянуться к локотку, да уже не достать.
Чтобы возродить полностью собственное авиастроение нужны десятилетия и мощная экономика.
Авиация при Сталине
Создание самолета начинается с рождения его конструктора. Все современные военные и гражданские самолеты и вертолеты, в аббревиатуре имеют фамилии своих создателей: Ильюшин, Микоян, Миль, Камов, Антонов, Сухой и другие. Даже двигатели самолётов – сердце летательной машины – часто ассоциируются с их создателями, которые создавали те самые сталинские конструкторы.
И таких имен много… Эти конструкторы развивали авиастроение в невероятно сложных условиях, часто ограниченных временем, ресурсами и политическими задачами.
Сталинская эпоха, при всех её противоречиях, дала мощный толчок развитию науки и техники. Именно тогда сформировалась школа авиаконструкторов, которые обучали новых специалистов, передавали знания из поколения в поколение.
Однако, после 1990-х годов эта традиция сильно пострадала.
Почему учёные стали уезжать за границу?
В 90-х годах начался серьёзный отток мозгов. Многие талантливые инженеры и учёные, не найдя достойных условий для работы на родине, переехали за границу. Приведу вам несколько фактов:
-
В начале 1990-х в России осталось только 40% учёных от числа, которое было раньше.
-
Россию покинуло почти 500 тысяч человек с высшим образованием, из них более 660 кандидатов и докторов наук.
-
В Германии, например, российские специалисты в науке обогнали по числу публикаций китайцев и индусов.
-
В Израиле 40% учёных переехали из СССР на постоянное местожительство.
-
Русский язык стал рабочим языком на кафедре теоретической физики в университете Миннесоты США. Представьте, как много наших специалистов там работает!
Мы видим, что российские учёные добиваются выдающихся успехов за рубежом. Но возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы эти таланты оставались в России и работали на её развитие? В этом – большая задача для нас всех, ведь от науки и инженерии зависит будущее страны.
Так что нужно для создания современных самолетов МС-21?
Думаю, многим становиться понятно, что для создания самолета одного конструктора мало, как минимум нужен и конструктор двигателя. А ещё нужны огромные сборочные цеха, огромные стенды проверочные, огромные аэродинамические трубы, нужны поистине огромные и очень дорогостоящие станки, а главное – нужны подготовленные люди.
А еще нужны поставщики, причем поставщики из всех сфер производства. И всё это как-то должно координироваться и управляться единым центром.
При СССР все было понятно, всё принадлежало государству и оно в лице министерств координировало все действия. В современных же условиях, когда большие предприятия и целые концерны принадлежат частным лицам – это сделать сложно, но можно.
Как видите, поневоле приходиться цитировать Сталина, который всегда говорил: «Нужно иметь всё своё». Остается только добавить цитату про кадры, которые решают всё, но которых у нас пока нет.
Нам потребуется 10-20 лет чтобы найти кандидатов желающих там работать, отобрать из них наиболее способных, обучить, протестировать, опять отсеять и получить первичный персонал, который в дальнейшем будет готовить персонал и контролировать его работу.
Но мы идём верным путем
Сейчас современные технологии позволяют многие вещи создавать даже без участия человека. Но, увы, современные технологии очень дороги и даром их отдавать никто не желает. Купить технологию мало, нужно и оборудование, дорогостоящие станки, за обслуживание и ремонт которых придется опять платить.
Многие знают, что конструкторская документация, на тот же станок, стоит в 10-50 раз дороже этого станка, так же, как и два капитальных ремонта. Приобретая чужой станок вы попадаете в зависимость от его изготовителя. Уж поверьте, он включит в стоимость всё: и стоимость патентов, и бренд, и гарантийные обязательства, и страховку, и логистику, и таможенные пошлины, и налоги.
А вот при желании может просто разорвать контракт и оставить вас у разбитого корыта. И вот у вас есть дорогостоящие станки, но нет документации, нет запчастей, все деньги улетели на ветер. А именно так и делают сейчас наши противники. И это даже порой не политика, а «лишь бизнес и ничего лишнего», так сказать устранение конкурента, получение монополии.
Так будет ли МС-21 выпускаться серийно?
Да, будут. Сергей Чемезов (генеральный директор госкорпорации «Ростех») сказал:
«Уже начиная со следующего года мы начнем выпускать серийно МС-21, и в 2026 году начнет выпускаться серийно Superjet New.»
А совсем недавно были опубликованы фотографии, на которых виден цех Иркутского авиационного завода, где уже собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21.
Сейчас идут испытания и поэтому двигатели МС-21 открыты, чтобы моментально отреагировать, настроить или что-то исправить.
Вместо заключения
Да, в России сейчас (даже воссоздание тех моделей самолета, что разработаны еще при жизни сталинских конструкторов) вызывает очень много трудностей и непреодолимых препятствий.
Мы нарушили сталинский принцип «иметь всё своё» и за это расплачиваемся. Если мы будем иметь всё своё, то заморские продавцы потеряют очередного покупателя в нашем лице. Опять же, имея своё мы получим возможность продавать это всё своё. А если это своё будет конкурентоспособным на мировом рынке, то кому-то придется потесниться и потерять прибыли.
Вот к этому мы и должны сейчас стремиться. И тогда не только магистральный самолёт 21 века МС-21 будет производится массово и исключительно из своих отечественных деталей!
Поделись видео: