Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если кто-то вдруг решит, что тракторы — тема невоенная, то он в корне неправ. Тракторы — это первый и наиважнейший шаг к танку, но и не только. Именно благодаря трактору появилась тяжёлая полевая артиллерия. Да собственно и развитие тракторов в какой-то момент шло именно благодаря военному применению, ибо в привычной нам сельскохозяйственной стезе они себя не сразу нашли.
Как вы, наверное, помните, тракторное производство было предметом советской гордости. Фразу о мечте Ленина про 100 тысяч тракторов знал, или должен был знать любой советский школьник. И надо сказать, что Советский Союз действительно был в лидерах по части тракторов.
И объяснить это легко. Советская власть делала в сельском хозяйстве упор на создания системы предприятий, аналогичных промышленным, где крестьяне трудились так же, как рабочие на фабрике, получая зарплату и не владея землёй, равно как и тем, что они на ней производят. И при таком раскладе, при создании крупных агропромышленных предприятий, как считали советские руководители, тракторы могут оказаться решающим фактором, значительно увеличив производительность. Логика в этом, конечно, есть, ибо мелким крестьянским хозяйствам трактор вроде просто и не нужен. Но, как мы знаем, логика логикой, а советское сельское хозяйство оказалось слабым местом, ибо не смогло накормить страну. Так получилось, что до революции Россия кормила полмира, после падения советской власти снова стала кормить полмира, а в советское время вынуждена была покупать продовольствие за границей, у своих идеологических врагов. И тракторы не помогли.
Но в данном случае я бы хотел напомнить, что советские историки гордились тем, что в СССР были тракторы (и много больше мечтаемых Ильичом ста тысяч), а в царской России пахали на лошадках. Из чего делался вывод об отсталости страны и получалось, что только новая власть вывела её на правильный путь.
Правда, это как-то плохо стыкуется с фразой из Большой Советской энциклопедии, где написано, что:
Тракторостроение существует с 1917 года, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг.
Получается, что вроде и не могло быть в России производства тракторов до революции.
На самом деле, эта фраза нуждается в уточнениях, ибо ключевое слово тут «массовое», а сами тракторы, как легко выяснить, появились намного раньше, в XIX веке. Мало того, у трактора был предшественник — локомобиль. По сути почти тот же трактор (если самоходный), но с паровым двигателем. Локомобили широко использовались в сельском хозяйстве всех стран для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.), а также насосов, электрогенераторов и пр. Пахать на них было невозможно, да и не все они могли двигаться сами. Впрочем, пахать в привычном для нас понятии не могли и первые тракторы. Хотя для пахоты и использовались, но весьма своеобразно. Для этого по краям поля ставились два трактора или локомобиля, между ними протягивался трос с плугом, которые они перетягивали с одного края на другой, тем самым перепахивая почву. Способ, не особо эффективный, но пускать трактор на поле не было смысла. Во-первых, первые тракторы в почве просто завязли и шансов вытащить тяжеленную машину просто не было. Кроме того, трактор бы испортил почву своей тяжестью. Во всяком случае так пишут.
Потому, хотя тракторы появились задолго до 1917 года, их использование было крайне ограничено. Причём во всём мире. Приводят такой факт, что американские фермеры (уж точно самые продвинутые), активно пользовались автомобилями, а вот трактора у них были непопулярны совсем. И военное использование тракторов было, если не на первом месте, то точно не на втором. Во многих странах в Первую Мировой существовал термин «тракторная артиллерия», подразумевая, что орудия буксировались тракторами.
Ну а массовое использование тракторов, как уже написано выше, началось действительно в 1917 году. Так что ожидать какие-то успехи России в области тракторостроение до 1917 года как-то вроде и глупо. Но и отрицать ещё глупее.
Давайте разберёмся в этой дилемме.
На самом деле большого парадокса тут нет. Россия, как страна тогда аграрная, очень активно использовала все нововведения в этой области, в том числе и в сфере механизации работ.
Всевозможные механизмы — сеялки, веялки и прочее, не только ввозилось аз-за границы (что, конечно, тоже имело место), но и производилось практически по всей России, особенно на юге.
В 1897 году был основан завод «Аксай», нынешний Ростовский автобусный завод. В 1900 году в Киеве появился завод сеялок Фильверта и Дедина, в советское время — завод «Красный экскаватор», который был ликвидирован на современной Украине. В 1904 году в Рязани был основан завод братьев Левинтиных, ныне это завод «Рязсельмаш». В 1910 г. американская фирма «Международная компания жатвенных машин» построила в Люберцах под Москвой завод, который выпустил 60 тысяч с/х машин, ставший в советское время «Заводом им. Ухтомского». В списке производителей сельскохозяйственной техники и такие известные предприятия, как Путиловский, Сормовский, Брянский, Коломенский, Воткинский заводы, Рижский завод «Руссо-Балт».
Локомобилей тоже было немало. Если в 1875 году их было всего 1,3 тысячи, то в 1904 — 17 287 штук. Конечно, тогда темпы роста в механизации были во всём мире удивительные, но в России они просто продвигались семимильными шагами. Кстати, хоть локомобили большей часть и ввозились, но имелись и свои заводы. Как самый крупный упоминается Людиновский, который произвёл их более тысячи. Завод ведёт свою историю с 1745 года, ныне это Людиновский тепловозостроительный.
Тракторы тоже производились, конечно, в количествах незначительных. Причём не только иностранных образцов. Упоминаемый как создатель советских тракторов — Яков Васильевич Мамин, ещё в 1911 году создал собственный образец трактора, которых выпустили более сотни на Балаковском заводе (ныне завод Волжский дизель).
В 1912-13 годах в немецкой колонии на Днепре — Кичкасе (или Эйнлаге), приступили к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити». Понять на каком именно заводе это было мне не удалось, ибо там имелись заводы земледельческих машин Леппа и Вальмана, Коопа, Унгера, братьев Мартенс, и каретно-бричечный завод Унгера. Выбор богатый, как видите. Позже этот посёлок стал частью города Запорожье, а при строительстве Днепрогэса перенесён.
Производство тракторов началось в Барвенково в 1910 году, ныне это Барвенковский машиностроительный завод.
Производство тракторов начали в Харькове, на нынешнем заводе имени Малышева. Его изначально строили с 1895 года для производства паровозов и сельхозтехники.
Но про выпуск тракторов упоминается и на чугуномеднолитейном машиностроительном и котельном заводе Берлиоза, основанном ещё аж в 1900 году (ныне Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко). И этим перечень предприятий в Харькове не ограничивается.
Так же, как и в Коломне. Кроме Коломенского машиностроительного завода, который, что только не производил, имелась и Бочмановская фабрика сельскохозяйственных машин (правда, в 1915 году выкуплена Коломенским заводом), но существует и ныне, как Завод тяжёлого станкостроения «Станкотех».
Тракторы производились и на Брянском вагоностроительном заводе — основан в 1873 году и ныне существует как Николаевский цех Брянского машиностроительного завода.
И это явно лишь надводная часть айсберга под названием производства сельскохозяйственной техники в России, потому, что в каждом крупном городе России, особенно южной части, производили что-то для сельского хозяйства. А там, где начинали с простых сеялок, нередко начинали переходить ко всё более сложной продукции.
Конечно, цифры вроде и не впечатляют. В 1913 году в России указано всего 165 тракторов, до 1917 года закуплено 1500 тракторов. Цифры, не очень понятные, но ладно.
Главное, что понятно, почему тракторы не пользовались большим спросом. Врагом им была лошадь. Лошадей в России было много, и они прекрасно справлялись с решением всех задач, которые тракторы того времени выполняли гораздо хуже. Ну или хотя бы намного дороже. Зачем закупать весьма дорогие тракторы, тем самым удорожая производство, если есть отличное тягловое средство, которое ещё и транспортное. Напомню, что Россия тогда кормила полмира (а заодно обеспечивало нефтью и ещё много чем), а такая ситуация, увы, но часто мешает прогрессу.
Но, опять же, в какой-то момент происходит толчок, и как только наступило осознание, что тракторы нужны, то у России уже был немалый задел. Что хорошо видно из написанного выше. Конечно, пока многое имелось лишь в виде небольших заводиков, но с этого начинали все известные производители. А Россия, напомню, в то время как раз показывала такие темпы роста в своём экономическом развитии, что никакие «азиатские тигры» в подмётки не годились.
Поэтому как-то сравнивать ситуацию до и после 1917 года крайне сложно. Российская империя находилась в совсем другом положении, с совсем другими целями и перспективами. Но, как мне кажется, положение империи было намного перспективнее, чем в Советской России. Имелся огромный задел, как в тракторостроении, так и по всей промышленности в целом. Имелся большой интеллектуальный задел по созданию собственной техники. Страна была намного богаче и было кому вкладывать деньги. И ситуация с кадрами была иной. Имелся, хоть и не очень большой слой квалифицированных рабочих, которые постоянно эволюционировали. И слой этот постоянно рос. Не было никакой острой необходимости в массовой трудовой мобилизации огромного числа крестьян, которые отлично работали на земле, но не имели никакой подготовки для работы в промышленности. А если судить по другим отраслям, где все удваивалось-утраивалось каждый год, то и тракторами Россия себя вполне могла обеспечить, причём без перенапряжения, ибо, как сказано выше, положение и так было хорошее и его лишь требовалось грамотно улучшать. Путём эволюции, а не революции.
Кстати, квалифицированные кадры тракторных заводов — это огромный мобилизационный ресурс для создания танковых войск.
Впрочем, это уже другая тема.
Поделись видео:



