Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский Союз называли «государством ста народов». На самом деле их было немного больше, около 130-ти, но авторов лозунга это не особо беспокоило. Все они, независимо от национальности, должны были отдать долг родине и отслужить в рядах Советской Армии.
Впрочем, представителей действительно малых народов, численность которых составляла несколько тысяч, в армию не брали. Остальные попадали под закон о всеобщей воинской обязанности. Поэтому в казармах позднего СССР можно было встретить настоящий интернационал.
По родам войск распределяли обычно, учитывая специальности и образование, которые успевали получить призывники до набора. Но в чем любой призывник был уверен совершенно точно, так это в том, что служить придется далеко от дома.
Причины довольно прагматичные. Чем дальше от дома, то есть от родственников, друзей и подруг тем меньше тянет на подвиги вроде самоволки. Да и у ворот части не будут стоять толпы мамаш с гостинцами, а друзья перебрасывать водку через забор.
Еще одну причину озвучил известный телеведущий Владимир Познер в одной из своих программ уже после распада Советского Союза:
«Я в свое время поразился, узнав, что новобранцев в армию отправляли служить в другие республики, и когда я спрашивал «почему?», мне объяснили: да потому что, если вдруг не дай бог надо будет стрелять, так легче стрелять не в своего, чем в своего. Поэтому лучше пускай литовец будет служить в Узбекистане, а узбек в Литве».
Разумеется, оказавшись вдали от привычной обстановки новобранцы сразу старались объединиться в группы. Вместе и с поддержкой друзей легче переносить тяготы службы. Иногда по принципу землячества, пришли служить из одного города или района.
Вероятность встретить в части этнически близкого человека гораздо выше, группа более многочисленна и может успешнее противостоять другим и обеспечивать защиту своих интересов. Офицеры, в принципе, таким объединениям не противились. Руководить подразделением, сформированным из представителей разных народов со своими обычаями и ментальностью, к тому же не всегда понимающими русский язык (или прикидывающимися, что не понимают) довольно сложно.
А привести их к единому знаменателю строгой дисциплины и безусловного выполнения приказов. Гораздо эффективнее выявить в таких группах наиболее вменяемых (как правило они и являются лидерами), повесить ему пару лычек и дальше пусть он сам следит за порядком, разговаривая с доверенным ему подразделением на одном языке. Логично? Очень!
Разумеется, у офицеров сложилось довольно однозначное и устойчивое мнение о разных национальностях с точки зрения способности к обучению, соблюдению служебной иерархии и поддержанию дисциплины без неусыпного контроля.
Самыми беспроблемными считались славяне. Если в части преобладающее большинство русских, белорусов и украинцев, то дисциплина и результаты боевой и политической подготовки всегда будут на высоте.
Но со славянами тоже не всё так просто. Самые лучшие солдаты получались из деревенских парней средней полосы России. Они были физически крепкими, не избалованными и привыкшими к труду. Не зря же ходил анекдот, как один из них в письме домой написал, что в армии просто санаторий, в постели можно валяться аж до 6-ти часов утра. Ничем не уступали им и сибиряки, так же легко обучались, соблюдали дисциплину и не ленились.
Добросовестно служили татары, буряты и якуты. Как правило, редко кто из них оканчивал службу без хвалебных грамот и почетных фотографий. Выслужиться не стремились, но службу несли ровно и достойно. Таких призывников обычно направляли в пограничные войска, они были весьма надежны.
К призывникам из Прибалтики отношение двойственное. В политическом плане считались ненадежными, противоречия Прибалтики с Россией ни для кого секретом не являлись. В ракетные войска или в пограничники их старались не брать. В обычных частях могли стать отличными бойцами, а могли и уйти в себя, обособиться от сослуживцев и замкнуться. Куда их с удовольствием брали, так это в канцелярии. Грамотные, педантичные и исполнительные они были отличными писарями.
С западными украинцами и молдаванами проблем было больше, могли открыться с разных сторон. Но самой большой головной болью командиров становились среднеазиаты. Хитроватые и с ленцой, от работы старались уклониться. Многие практически не знали русского языка, а те, кто знал моментально его забывали, стоило им только попытаться отдать какое-либо распоряжение. К армейской жизни приспосабливались плохо, их, как правило спихивали на подсобные работы на кухню. Большинство призывников из Средней Азии направляли служить в стройбаты.
Выходцы с Кавказа отличались недисциплинированностью. В казарменных условиях за ними был нужен постоянный присмотр, иначе проблем не оберешься. Но ситуация и поведение резко менялись, если часть попадала в боевые условия, например, в Афганистан. Как бойцы они показали себя отважными и надежными солдатами.
К этому стоит добавить, что каждая национальность имеет свои особенности, традиции и менталитет. Делить их на хорошие и плохие в корне неверно, в каждой нации встречаются и хорошие и плохие люди. Кроме того, не стоит забывать, что нет абсолютно плохих учеников и солдат, есть плохие учителя и командиры.
В качестве заключения я оставлю поучительный анекдот:
— Папа, а у вас ведь в Советской армии была толерантность?
— Кто тебе такую ерунду сказал?!
— Ну ты ж сам говорил, что вместе с тобой служили два украинца, татарин, бурят, грузин и латыш. И все дружили!
— Запомни раз и навсегда. Толерантность — это терпимость. А у нас в Советской армии была дружба народов.
Поделись видео: