Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
— Уважаемые пассажиры, пристегните ремни: сейчас нас взломает Вася из Саратова.
Нет, это не шутка из нового выпуска Comedy Club (кстати, а он еще выходит? Давно не смотрел ТНТ). Недавно одна моя знакомая сказала, что боится летать, потому что где-то прочла (аргумент!), что любой самолет может перехватить хакер.
Подключится, дескать, через Wi-Fi к самолёту и отправит его в Тулу вместо Дубая.
С одной стороны, самолет — самое защищенное в мире высокотехнологичное устройство. С другой, проблема кроется в слове «высокотехнологичное». Слишком уж многое в контроле над самолетом сейчас отдается компьютеру, который потенциально уязвим к взлому.
Могут ли хакеры взломать самолёт и устроить катастрофу? Или всё это — страшилки из кино? После громких заявлений американского хакера (его история — ниже), утверждавшего, что «передал команду на двигатель прямо из кресла», многие пассажиры начали всерьёз опасаться за свою безопасность.
Я разобрался, могут ли цифровые угрозы стать проблемой для вашей безопасности в небе и стоит ли бояться ноутбуков в соседнем кресле.
Реальные истории взломов
Всё началось с человека по имени Крис Робертс. Это специалист по кибербезопасности, который в 2011–2014 годах утверждал, что 20 раз (!) получал доступ к системам Boeing и Airbus прямо во время полёта.
Как он это делал? Снимал крышку с коробки под креслом (это такая коробка управления развлекательной системой), втыкал в порт модифицированный Ethernet-кабель. После этого запускал свои программы. По его словам, получал данные из кабины, менял параметры двигателей, а один раз — передал команду на набор высоты, и самолёт якобы пошёл «вбок».
Поверили не все. Boeing и Airbus заявили, что такого быть не может — критические системы изолированы. ФБР всё же изъяло у Робертса оборудование, а United Airlines запретила ему летать. Обвинения ему так и не предъявили. Однако плюсы в этой истории все-таки есть, ведь Робертс обратил внимание на слабые места в самолетах.
После этого авиакомпании стали сами инициировать взломы. Звать специалистов по кибербезопасности, хакеров и других технарей, премируя их в случае успеха. Так можно было найти потенциальные уязвимости.
В 2016 году в американском Атлантик-Сити специалисты Министерства внутренней безопасности США взломали настоящий пассажирский Boeing 757, не входя внутрь самолета.
Команда использовала оборудование, которое можно пронести через стандартный досмотр в аэропорту — просто ноутбуки и антенны. Взлом потребовал двое суток работы.
Команда взломщиков залезла во внутренние сети самолета через радиоэфир, используя протоколы и дыры в старых системах.
Самолёт стоял на земле, но пилоты, сидевшие в кабине, не заметили ничего странного.
Детали атаки до сих пор засекречены. Но факт, что взлом прошёл незаметно и без физического доступа, сильно встревожил отрасль. Особенно учитывая, что большинство коммерческих самолётов — это и есть «старички» вроде Boeing 737 и 757. И, конечно, в 60-е и 70-е, когда их разрабатывали, ни о каких хакерах тогда никто не слышал.
Новые поколения самолётов, вроде Boeing 787 или Airbus A350, начали проектировать уже с максимальной киберзащитой.
Старичков же тоже прокачали, установив дополнительные сетевые экраны и изолировав критические системы. Плюс в них установили спецсистемы мониторинга аномалий.
Можно ли взломать самолёт по Wi-Fi
Развлекательные системы на борту действительно связаны с сетью.
Хакер не может “перенаправить самолёт” через Wi-Fi. Это не “Яндекс.Такси”, пилот не примет новый маршрут через приложение.
Причем, они подключены к шине ARINC 429. ARINC 429 — это стандартная компьютерная шина для передачи цифровых данных между электронными системами на борту самолёта. Через нее идет обмен информации между системами управления, навигации, связи, приборами контроля и обеспечения безопасности полётов.
Однако развлекательные системы подключены только в режиме «слушателя».
Поэтому, взломав ее, теоретически можно получить доступ к данным (высота, скорость). Но ничего нельзя передать назад. Тем более, дать какие-то команды бортовому компьютеру.
Даже если ты вломишься в сеть самолёта — максимум, что получится: переключить свет в туалете с холодного на тёплый.
Инженер Рубен Сантамарта показал, что можно через Wi-Fi влезть в спутниковую связь и поменять навигационные данные. Но! Это были лабораторные тесты, а не реальный полёт.
В чем отличие? Дело в том, что в реальных самолётах критические системы управления, включая авионику и навигацию, физически и логически изолированы от пассажирских сетей Wi-Fi и развлекательных систем.
Даже если использовать уязвимость, получить доступ к навигационной системе напрямую через пассажирские устройства нельзя.
В лабораторных условиях эти ограничения можно обойти, в реальном самолете, где все настроено специалистами производителей, такое не получится.
Что вообще можно взломать у самолёта?
Если кратко, то взломать можно вспомогательные системы.
Например, опытный хакер теоретически может:
- Подменить данные на мониторах в спинках кресел
- Поиграть с освещением в салоне
- Вывести из строя развлекательную систему
Нельзя:
- Взять управление на себя
- Запустить или заглушить двигатель
- Изменить курс без ведома экипажа
Все реальные уязвимости, о которых я писал ранее, касались информационно-развлекательных систем, а не автопилота или штурвала.
Как устроена защита самолёта от хакеров
Самолёт — это не просто автобус с крыльями. Это летающая крепость. Сетей внутри несколько. Критические (авионика, управление, двигатели) изолированы от пассажирских. Связь между ними физически отсутствует.
Есть фаерволы, системы обнаружения вторжений, цифровые сертификаты, постоянный мониторинг и аудит. Системы резервируются, а пилоты в любой момент могут отключить автоматику и перейти на ручное управление. Авиакомпании и производители постоянно внедряют обновления. Защищены самолеты максимально, не подкопаешься.
Чтобы взломать настоящий самолёт, тебе нужно быть не Васей из Саратова, а смесью Нео из «Матрицы», Джеймса Бонда и электрика из ЖЭКа. Желательно быть и Илоном Маском, чтобы купить этот самолет себе на неделю и вдосталь его помучить.
Реальность такова: если ты хочешь реально повлиять на управление самолётом, тебе нужен не только ноутбук, но и физический доступ, куча оборудования и куча времени. Плюс надо обмануть дублирующие системы, пилотов и контроль на земле.
В лабораторных условиях за неделю может быть и можно взломать современные системы самолетов. В реальных условиях обычным хакерам невозможно. Кто ж им даст физически влезть в систему, разместить вокруг самолета спецоборудование и работать неделю.
Российские самолеты защищены ничуть не хуже зарубежных. Системы у нас полностью свои. В 2025 году Россия завершила переход на собственные ИТ-системы кибербезопасности для управления воздушным движением и обслуживания самолетов. Проекты реализовали сотрудники «Ростеха» и «Алмаз-Антей».
Самолёт — это как разобрать любимый бабушкин сервант: если кто-то и сможет его взломать, то только с разрешения, отверткой и недельным отпуском.
Взлом в полёте? Это невозможно абсолютно точно. Пока что это из области кино и страшных статей в таблоидах.
Чем реально могут навредить хакеры гражданской авиации
А вот что реально угрожает, так это атаки иного плана:
- DDoS-сбои в аэропортах и авиакомпаниях
- GPS-спуфинг (подмена сигналов — особенно в зонах конфликтов)
- Взлом сайтов, утечки данных.
Современные кибератаки на авиацию приводят не к захвату управления самолётом, а к сбоям в работе сервисов, задержкам, утечкам данных и росту рисков для пассажиров и компаний.
Например, Cathay Pacific потеряла данные 9 млн клиентов. EasyJet — 9 млн и банковские карты. В 2024 в России хакеры атаковали серверы агентства воздушного транспорта и стерли 65 ТБ данных.
А вот управление самолётом при этом никто не терял.
Подведем итоги:
- Да, уязвимости бывают
- Да, хакеры их ищут постоянно
- Но критические системы, как сейфы внутри сейфов — надежно спрятаны. Не просто защищены виртуально, но и изолированы физически.
В авиации системы защиты пока на голову обгоняют системы атаки и взломов.
Так что если вы летите и кто-то рядом достал ноутбук — не пугайтесь. Он, скорее всего, просто скачал сериал. А не пытается вывести двигатель из строя.
Поделись видео: