Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
- Грешники, которых не принимала земля
- Смерть в борделе
- Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
- Позорная кончина преступника и пьяницы
- Трус и бродяга: смерть без чести
- «Бог шельму метит»: посмертная молва
- «Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма
- Почему в СССР не было клещевого энцефалита
- Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году

На Руси смерть делилась на «правильную» и «неправильную». Умереть «по-христиански» — в старости, в окружении близких, после исповеди и причастия — считалось желанным завершением жизни. Однако те, кто уходил из жизни «неправильно» — внезапно, насильственно или постыдно, — считались опасными даже после смерти. Их называли «заложными» и хоронили не на общих кладбищах, а где придется — в оврагах, болотах или на перекрестках, засыпая тела хворостом и камнями, «закладывая» их подальше от живых.
Грешники, которых не принимала земля
Согласно древним верованиям, душа человека должна находиться на земле установленный срок. Тот, кто умирал раньше, нарушал этот порядок. «Иной мир» таких покойников не принимал, а освященная церковная земля от них «отвергалась». Как указывает доктор филологических наук Елена Левкиевская, они были обречены бродить среди живых, превращаясь в упырей, русалок, кикимор и вурдалаков.
Кто же попадал в эту печальную категорию?
-
Самоубийцы. Добровольный уход из жизни считался тяжким грехом, оскорбляющим Божий дар.
-
Колдуны и ведьмы. Их связь с нечистой силой не прекращалась даже после смерти.
-
Некрещёные младенцы. Не получив церковного имени, они оставались как бы «вне закона» и для Бога, и для людей.
-
Умершие насильственной смертью — жертвы разбоя или несчастных случаев.
Но помимо этих явных «изгоев», существовали целые группы людей, чья смерть считалась позорной и также предавала их участи заложных покойников.
Смерть в борделе
В патриархальной русской культуре, как отмечает историк Дмитрий Занков, существовала строгая сексуальная мораль, и любая связь вне брака приравнивалась к «блуду». Поэтому смерть, так или иначе связанная с греховной страстью, воспринималась как особенно постыдная.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
Недостойной считалась гибель мужчины, умершего, например, от сердечного приступа в борделе или зарезанного в пьяной драке из-за проститутки. Такой же позор покрывал женщину, погибшую от рук ревнивого любовника или клиента. Сама проститутка, убитая сутенёром, также относилась к заложным покойникам. Общество видело в такой смерти не трагедию, а закономерную расплату за распутство.
Позорная кончина преступника и пьяницы
Не мог рассчитывать на христианское погребение и преступник. Смерть вора, пойманного на месте преступления, разбойника, убитого при налёте, или бунтовщика, казнённого палачом, была публичным позором. Как указывают авторы книги «100 великих казней», особенно унизительными считались повешение, четвертование или сожжение. Изуродованные тела днями висели на площадях «в назидание», а затем их сбрасывали в общую яму или в реку.
В ту же категорию попадали и запойные пьяницы, замерзшие в сугробе или разбившиеся в угаре. Пьянство на Руси воспринималось не как болезнь, а как добровольный порок, духовная слабость. Как отмечает исследовательница Светлана Якунина, к таким смертям народ не испытывал сочувствия, полагая, что душе пьяницы закрыт путь в рай.
Трус и бродяга: смерть без чести
Воинская этика безжалостно клеймила трусов и предателей. Воин, бежавший с поля боя и настигнутый смертью (пусть даже от руки своих же), или перебежчик, убитый мстителями, — оба были достойны лишь презрения. «Собаке — собачья смерть», — говорили в таких случаях. Плен, если он не был результатом безвыходной ситуации, также считался бесчестьем. Лучше смерть, чем жизнь в позоре.
Не вызывали жалости и бродяги, умершие под забором от голода и болезни. Их кончина воспринималась как закономерный итог праздного, безбожного существования. Единственным спорным случаем была смерть от удара молнии: одни считали, что она поражает отъявленных грешников, другие — что, наоборот, так Бог забирает к себе избранных.
«Бог шельму метит»: посмертная молва
Иногда и самый обычный человек умирал «неподобающе» — например, упав в выгребную яму и сломав шею. Народная молва тут же находила объяснение: «Бог шельму метит». Значит, при жизни он ловко скрывал свои пороки, а смерть обнажила его истинную, греховную суть.
Таким образом, статус «заложного покойника» был не просто обрядом, а мощным социальным и нравственным инструментом. Эта традиция была призвана охранять общину от «нечистых» мертвецов и одновременно служила суровым предостережением живым: недостойная жизнь неминуемо ведет к посмертному отвержению и вечному скитанию. Это был последний, беспощадный приговор, который выносила сама община тем, кто нарушил её законы — и при жизни, и в смерти.
«Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма
Почему в СССР не было клещевого энцефалита
Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году
Источник: russian7.ru
Поделись видео:








