Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
- Версий, побудивших Горбачева заказать новую машину, существует невероятное количество, в том числе связанных с супругой президента СССР
- Но заводские дизайнеры явно не угадали со вкусами и предпочтениями заказчика
- А вот внутренняя отделка, несмотря на высокое качество материалов, получилась посредственной
- С мотором никаких изменений не произошло
Машину часто называют «последним вздохом империи». Потому что это был последний президентский лимузин, построенный заводом им. Лихачева для первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Естественно, машину сделали по прямому указанию Горбачева в 1985 г, фактически сразу после его прихода на пост Генсека ЦК КПСС.
Версий, побудивших Горбачева заказать новую машину, существует невероятное количество, в том числе связанных с супругой президента СССР
Официально считалось, что нужно заменить старый ЗИЛ-4101, по причине его неактуальности. В реальности, скорее всего, Горбачев хотел получить машину не столь шикарного вида, что-нибудь попроще. Заодно получить симпатии простого народа.
Как бы там ни было, новое авто пришлось конструировать чуть ли не с нуля. В качестве прототипа купили британский Роллс-Ройс, несколько кузовов американского Cadillac Fleetwood Limousine, были использованы некоторые узлы от Volvo 760.
В итоге после трех лет поисков оптимального внешнего вида с демократическим акцентом, получился ЗИЛ 41042. Угловатый и простоватый, как для президентского авто. Но достаточно свежий и современный. На такой машине с одинаковым успехом можно было подъехать на рынок или в поликлинику, или выехать с кортежем к трапу международного борта для встречи какого-нибудь немецкого канцлера.
На заводе собрали две машины, отличавшиеся лишь отделкой салона и цветом кузова, один был черный, другой — светло-кофейного цвета. Видимо, простоватость и была целью постройки нового правительственного ЗИЛа. Ходили даже слухи, что одна из машин сделана для супруги Горбачева.
Но заводские дизайнеры явно не угадали со вкусами и предпочтениями заказчика
Несмотря на колоссальную работу, проделанную разработчиками и конструкторами, Горбачев выразил свое неудовольствие увиденным результатом. Хотя те, кто видел новый ЗИЛ 41042 в черном цвете, утверждали, что авто получилось очень представительным и симпатичным на вид. Утверждают, что Горбачев просто привык к старому роскошному ЗИЛ-41041, но признавать этого не захотел.
В самом начале конструкторы постарались сделать машину более легкой, динамичной и компактной. Габариты ЗИЛ-41042 подбирали так, чтобы машина могла легко входить в въездной проем Кремля, причем, на большой скорости, а также маневрировать в потоке и при этом не потерять своих защитных качеств.
Лимузин получился компактным, всего 5,4 м в длину, при том, что старый «41-й» был шестиметровым и весил на полтонны больше. Что интересно, некоторые детали кузова – (крыша и пол) были сделаны из армированного стеклопластика. Причем, по прочности и стойкости к ударам материал не уступал «спецстали». Это было очень интересное решение, особенно в плане безопасности, но Горбачева такие детали не интересовали.
А вот внутренняя отделка, несмотря на высокое качество материалов, получилась посредственной
Подвело неумение работать с пластиком и современными технологиями подгонки деталей. Кроме того, никто не учел, что за три года с момента вступления в должность Горбачев уже побывал во многих странах, и видел по-настоящему шикарные президентские авто, хотя бы в той же Германии. На фоне правительственного Мерседеса S-class Guard 4Matic лимузин Горбачева выглядел не очень представительно.
Салон лимузина был огромным, но количество мест всего для троих человек. Интересно, что впервые в конструкции правительственного авто высшего уровня не было откидных сидений для охраны. А это было обязательным условием протокола безопасности. Каждый пассажир мог отрегулировать свое кресло с помощью небольшого пульта, но глубина регулировок была невысокой, а от специального анатомического сидения Горбачев отказался. Да и сам Генсек, похоже, не планировал ездить на новом лимузине постоянно. Похоже, что после первого знакомства с авто Горбачев полностью охладел к проделанной работе зиловцев.
С мотором никаких изменений не произошло
На ЗИЛ-41042 поставили прежний V8, рабочим объемом 7,68 л и 315 л.с. Динамика разгона сейчас выглядит довольно скромно, за 10,5 с до сотни. Но нужно учитывать, что это тяжеленный бронированный лимузин, а не легкая «китайская коробочка».
Что касается трансмиссии, то ее доработали по числам передач, в соответствии с изменившейся массой кузова, но никаких дополнительных новинок не ставили. Кажется, что разработчики сами не верили в успех своей работы.
Судьба черного экземпляра ЗИЛ-41042 осталась неизвестной. Скорее всего, автомобиль выкупили и продали за границу. А кофейный лимузин находится в России, в одной из частных коллекций. Несколько раз машину экспонировали на выставках и официальных мероприятиях.
Владимир Воробьёв