Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
15 декабря 1938 года. Холодный московский воздух, рёв двигателя, взволнованные взгляды механиков. Через несколько минут произойдёт нечто, что изменит историю советской авиации. Это был последний полет легендарного Валерия Чкалова…
Валерий Чкалов — легендарный советский лётчик.
Бесшабашный, смелый, отчаянный — таким знали Чкалова. Он не просто летал — он бросал вызов небу. Его трюки восхищали, а характер вызывал споры. Кто-то считал его героем, кто-то называл «воздушным хулиганом». Но одно было ясно: таких, как он, больше не будет.
Значение Чкалова невозможно переоценить. Он ставил рекорды и вдохновлял многих советских людей — от инженеров-конструкторов до простой молодежи, которая шла активно осваивать небо. На таких героях и держалась вся нация тогда еще совсем молодого государства.
Его достижения, такие, например, как перелёт через Северный полюс, вписаны золотыми буквами в историю авиации. Но гибель Чкалова окутана тайнами, которые до сих пор вызывают вопросы. Что же произошло в тот роковой день, и какую роль сыграли следователи НКВД?
Чкалов родился в Нижегородской губернии. Отец работал на верфи и в начале Валерий попробовал себя на том же поприще.
Когда ему исполнилось 15 лет он впервые увидел самолет. И сразу заболел идеей стать летчиком. Сказано — сделано. Окончил летное училище и начал летать.
Демонстрировал успехи и вскоре стал летчиком-испытателем. Установил рекорд, продемонстрировал 250 штопоров за 45 минут. Абсолютно недостижимая величина для 1930-х годов.
Готовил команду каскадеров, которая, в том числе, участвовала в шоу на 1 мая. Так он познакомился со Сталиным.
Главным достижением Чкалова стал беспосадочный перелет через Северный полюс в 1937 году. Экипаж под его командованием преодолел 8811 километров, пролетев из Москвы в Портленд, США.
Фантастически сложный и рискованный маршрут для 1937 года с учетом тогдашнего уровня развития авиации.
Всего через год Валерий Чкалов трагически погиб.
Роковой день
15 декабря 1938 года. И-180 вырывается в морозное небо. Второй круг. Внезапно — тишина. Двигатель замолкает. Чкалов мгновенно понимает: посадка неизбежна. Но он не думает о себе — впереди жилой квартал. Он тянет штурвал, уводя машину в сторону.
На глазах у изумлённой публики самолёт Чкалова теряет управление.
Официальной версией было названо техническое несоответствие самолёта и погодных условий. Однако многие коллеги и друзья Чкалова сомневались в этой версии. Инженеры заявляли, что самолёт не был готов к полётам, а сам Чкалов жаловался на давление сверху.
Вот что известно о событиях того дня и последовавшем расследовании:
Чкалов испытывал новый истребитель И-180 на Центральном аэродроме в Москве.
Во время второго круга полёта двигатель самолета неожиданно остановился.
Лётчик увел самолет из жилой зоны, чтобы посадить самолет без риска жертв.
Увы, при посадке машина зацепилась за электрические провода и врезалась в дровяной склад.
Чкалова выбросило из кабины, он ударился головой о металлическую арматуру и получил травму, не совместимую с жизнью. В тот же день летчик скончался в Боткинской больнице.
После катастрофы к расследованию подключились следователи НКВД. Это было необычно, ведь авиационные катастрофы обычно рассматривались техническими комиссиями.
Сразу были арестованы руководители авиационного завода, причастные к организации этого полёта.
Их обвинили в выпуске самолёта с многочисленными неисправностями, что привело к трагедии.
Согласно рассекреченным документам, причиной особого внимания со стороны НКВД стало опасение, что катастрофу могли воспринять, как саботаж. Еще у всех в памяти был 1937 год, когда СССР жил в атмосфере постоянной борьбы с «врагами народа». Поэтому любой инцидент, особенно связанный с известной личностью, рассматривался через призму государственной безопасности.
Хотя официальное расследование НКВД возложило вину на руководство завода, некоторые факты быть скрыты:
Проблемы с самолётом были известны заранее. 12 декабря полёт был отменён из-за сломанной тяги газа. Это за три дня до того, как полетел Чкалов. На Чкалова оказывали давление, торопили и пренебрегли его безопасностью.
Есть и еще одна проблема, установить истину по которой сейчас трудно. Возможно, имели место проблемы с самодисциплиной и нарушение инструкций.
В прошлом Чкалов подвергался судебному преследованию за авиационные происшествия. И если что-то подобное имело место в тот злополучный день — эти обстоятельства могли скрыть.
Гораздо проще было обвинить руководство завода и закрыть дело без лишнего шума. Что за проблемы были с Чкаловым?
Нарушение дисциплины и «воздушное хулиганство». Чкалов часто усложнял полетные задания, нарушал инструкции по эксплуатации самолетов и технике пилотирования. За это его неоднократно отстраняли от полетов. Несколько раз сажали под арест на гауптвахту. В 1925 году он был осужден военным трибуналом за то, что появился пьяным на учебном полете. И неподобающе себя вел на аэродроме.
Аварии. Также по вине Чкалова произошли две серьезные аварии при посадке. Из-за одной аварии самолет был полностью разрушен. Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье о халатности, и трибунал приговорил его к одному году лишения свободы. Однако, благодаря ходатайствам руководства ВВС, наказание отменили.
Теории заговора о гибели Чкалова имеют основания
Несчастный случай или чей-то расчет? Гибель Чкалова сразу обросла слухами. Его слишком спешно вызвали из отпуска. Полет не раз откладывали из-за неисправностей. Конструктор Поликарпов предупреждал: самолет не готов. Но кто-то очень торопил события… и почему-то следователи НКВД оказались на месте подозрительно быстро.
Родственники Чкалова пытались добиться справедливости. Они обратили внимание на эти факты:
- Чкалов был срочно вызван из отпуска 1 декабря 1938 года для проведения испытаний.
- Подготовка к полету велась в большой спешке, чтобы успеть до конца года.
- Главный конструктор — Николай Поликарпов — резко высказался против спешки при подготовке И-180. И его тут же отстранили от этих работ.
- Испытания не отменили даже при очень низкой температуре воздуха (-25°C).
- Полет состоялся, несмотря на многочисленные технические проблемы, выявленные при подготовке самолета.
Знакомые и коллеги Чкалова считали, что катастрофа стала трагическим следствием перегруженности системы, где гонка за рекордами превалировала над безопасностью.
Но все их доводы были проигнорированы. По версии родственников, давление оказывал Наркомат авиационной промышленности СССР, а также Берия и Сталин. У НКВД не было никакого резона подвергать эти факты огласке.
Комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу, что «гибель товарища Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156». Самолет выпустили «сырым» и у него отказал мотор из-за переохлаждения, — таков был вердикт комиссии.
Также, по неофициальной информации, Чкалов мог нарушить инструкции и в этот раз. Но в НКВД решили не бросать тень на героя и признали виновными работников завода. Хотя, вероятнее всего, они виновными и не были. Их торопили сверху, нарушая нормы. Естественно, высшие патрийные чины, которые ускоряли процесс, не должны были фигурировать в деле. Да и нарушение инструкций ни к чему хорошему — как мы видим по прошлому опыту Чкалова — не приводило.
Судьба истребителя И-180 также оказалось печальной.
Машина, в которой он разбился, так и не вошла в историю. Возможно, будь у него шанс, он бы исправил ее недостатки, довел бы до совершенства. Но история не знает сослагательного наклонения.
Самолет демонстрировал прекрасные летные характеристики. При доработке и устранении неполадок он мог бы пригодиться нам в Великую Отечественную. Но гибель Чкалова оставила негативный след, от которого уже было не отмыться. В 1940-х его выпуск окончательно прекратили.
НКВД сделало своё дело: виновные найдены, официальные выводы сделаны, лишние вопросы не задавались.
Но важно не только, почему погиб Чкалов. Важно — каким он был. Летчик, хулиган, гений, бесстрашный романтик, который не умел жить без высоты. Человек, чье сердце билось в такт гулу авиационного мотора.
На таких героях, как Чкалов, Гагарин, Стаханов и многих многих других и строилась наша страна. Они давно ушли, но продолжают вдохновлять до сих пор.
Поделись видео:








