Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В публикациях, посвящённых истории советского автопрома, есть немало упоминаний о планируемой сборке одной из моделей Porsche на московском заводе АЗЛК. Мало кто верил в подобную идею, тем более что советский консервативный аппарат как-то стеснялся глубокого сотрудничества с западными автоконцернами.
Но мало кто знает: инженеры и конструкторы из Porsche буквально не покидали КБ завода имени Ленинского комсомола. При том что на дворе было начало 70-х, так сказать, расцвет советской экономики. Так что Porsche 924 вполне мог оказаться сводным «братом» «Москвич-412» или АЗЛК-2140.
Как началось сотрудничество
В это время старые инженерные и конструкторские кадры ушли из КБ завода, пришли новые специалисты, которым не терпелось отличиться на поприще конструирования новых «Москвичей».
Поэтому руководство АЗЛК окольными путями — через коллег из ГДР и Министерство иностранных дел — под каким-то надуманным предлогом пригласило небольшую группу специалистов Porsche к себе на завод. Так сказать, налаживание творческих связей.
Это официальная версия, на самом деле немцы сами искали повод побывать на АЗЛК и наладить контакты. Почему? Потому что несколько лет назад СССР купил у ФИАТа «с потрохами» FIAT-124 и в придачу завод на его производство. И тем самым вытащил итальянский автопром из вечной стагнации.
В общем, инженеры компании Porsche помогли несколько модернизировать «Москвич-412», добавили западного лоска в дизайн АЗЛК-2140, сильно помогли с разработкой перспективного М-2141, а ещё фактически сделали львиную долю расчётов для ВАЗа по кузову «Лада Самара».
Амбициозное предложение немцев
На самом деле руководство Porsche интересовало другое: всеми силами они пытались продать лицензию и разместить производство одной из своих моделей на мощностях АЗЛК. Для начала это должен был стать Porsche 924.
Простой и очень интересный седан, вполне тянувший на звание «крутой машины для небогатых». Компания давно находилась в сложном финансовом положении, и выпуск 911-го и 924-го какое-то время спасал немецкий концерн, но нужно было предпринимать кардинальные шаги.
Долгое время московские автомобильные бюрократы соглашались, при этом требовали строительства на территории АЗЛК отдельной линии и передачи всех технологий, связанных с металлообработкой и проектированием. В итоге руководство Porsche сообразило, что если СССР наладит выпуск и продажи в Европе того же Porsche 924, то это будет реально началом конца известнейшего немецкого бренда.
Таким способом через 30 лет китайские капиталисты прибрали к рукам чуть ли не половину европейского автопрома.
А вот если бы сторонам потенциальной сделки удалось договориться, то на дорогах СССР вместо престарелых «Москвичей» колесили бы современные авто с интересным и необычным дизайном.
Технические особенности Porsche 924
Сам по себе Porsche-924 не был чем-то исключительным. Это была одна из самых недорогих и простых моделей компании. Кузов-«клин» с выдвижными фарами, очень низкий, с идеальной аэродинамикой и комфортабельным кожаным салоном, кресла с боковой поддержкой.
Машину изначально проектировали для не самых обеспеченных групп молодёжи, «западавшей» на авто спортивного вида.
Привод у Porsche-924 был на задний мост, там же стояла механическая коробка. Двигатель немецкого качества на 2 л и 125 л.с. Причём на моторе стояла система впрыска топлива K-Jetronic, которую много копировали, но производство которой для СССР было попросту недоступным.
Машина очень резвая, разгон до сотни выполнялся за 9 секунд. Невероятно комфортабельная и чётко работающая подвеска. На большой скорости, а Porsche 924 мог легко разогнаться чуть ли не до 200 км/ч, машина шла по хорошей дороге как по рельсам.
Но в потоке машин в условиях города кататься на 924-м было непросто из-за ограниченного обзора с водительского места.
Перспективы советского Porsche
Многие эксперты задаются вопросом: а если бы СССР реально согласился на сборку Porsche-924 у себя на АЗЛК? Скорее всего, 924-й в первую очередь начали бы продавать на экспорт в Восточную Европу, во Францию и в скандинавские страны.
А это огромный приток валюты, хотя в 70-е годы никто не рассчитывал на дополнительные заработки от экспорта автомобилей. Хватало того, что получали от реализации нефти.
Весь автомобильный экспорт нужен был для создания позитивного имиджа и завязывания деловых связей в Европе.
Для внутреннего рынка Porsche-924 был слишком дорогим, сама машина требовала фирменной сети СТО и кардинальных перемен в технологии производства и обслуживания. Так что количество машин было бы небольшим и в основном для советской элиты.
Но высшие слои советского общества тяготели не к Porsche, а к Mercedes, хотя этой компании тоже не удалось получить контракт на сборку, на этот раз на Горьковском автозаводе.
Поделись видео: