Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Чего-чего, но мототехники, при этом самой различной, в период СССР было более чем предостаточно.
Одним из видов техники, популярной среди подростков и молодежи являлись легкие мотоциклы и мопеды.
В отличие от мотоциклов, приобретение мопеда было дешевле, да и для хранения можно было приспособить любое место во дворе.
Горожане же умудрялись запихнуть мопеды в крошечные подвалы или перекатывали технику в квартиру.
Для вождения мопеда даже права были не обязательны, и, тем не менее, для сельских жителей и горожан, у которых были по близости дачные участки, эта техника была незаменимым транспортом.
Из всего того, что было создано советскими инженерами, можно выделить 5 моделей мопедов, популярных в стране настолько, что и сегодня люди, которые на них ездили, с ностальгией вспоминают эту технику.
«Верховина»
Начиная с 1970 года, Львовский завод выпустил первую модель мопеда «Верховина».
Установив «позаимствованный» у ковровцев двигатель Ш-51, которое местное КБ тоже скопировало с мотора «Явы», «Верховина» уверенно удерживала на шоссейной дороге скорость в 50 км/ч.
Сидение водителя, под которым имелся крохотное отделение для ключей, было рассчитано на одного взрослого.
Подростки умудрялись ездить по два-три человека, дополнительно используя крохотный багажник в конце рамы.
Несколько модернизаций привел к появлению модели «Верховина-6», который стал по своим техническим характеристикам самым быстрым советским мопедом.
В 1981 году серийное производство мопедов линии «Верховина-7» было прекращено, но еще долгий период времени оставшиеся экземпляры имелись на складах магазинов.
В дальнейшем завод перестроил линии под выпуск мопедов другой серии, которые уже больше соответствовали европейским стандартам.
Тем не менее, еще долгое время «Верховина» так и оставалась первым советским мопедом, считавшимся самым лучшим в стране.
«Карпаты»
Еще одной разработкой, которая выпускалась Львовским мотоциклетным заводом, стала модель мопеда «Карпаты».
Именно «Карпаты» пришли на смену легендарной «Верховине», мопеда, который был в свое время мечтой всех советских подростков.
«Карпаты» с двигателем V-501 с, мог отличаться типом переключателя скоростей.
На некоторых моделях скорость переключались, так как на мотоциклах, ножным рычагом, установленным на одной оси с заводной ножкой, а на некоторых на руле.
На этой модели отсутствовали вспомогательные велосипедного типа педали, и эта особенность имела сходство с мотоциклами легкого типа.
По скорости «Карпаты» уступали «Верховине», так как максимально модель разгонялась до отметки в 40 км/ч, но конструктивно своим внешним видом и дизайном он больше напоминала мотоцикл.
Модифицированный задний фонарь и бензобак не менялся на модели вплоть до выпуска последних моделей (1997 г.).
«Рига»
Начиная с 1960 года Рижский мопедный завод, взяв за основу разработки чешской компании Jawa, начал выпуск модели мопеда под названием «Рига».
По комфорту и дизайнерскому оформлению эта модель была самым красивым мопедом того периода.
Пружинная подвеска не бросала седока на ухабинах, а глубокие подкрылки защищали ноги во время движения в непогоду.
Внешне мопед напоминал мотовелосипед, но технические параметры являлись прямым доказательством, что это мопед, при этом довольно качественный.
После того как модель модифицировали и появилась «Рига-3», а позже и более поздние разработки, мопед стал намного качественнее в сборке.
Двигатель Д-8 объемом в 45 «кубиков», мощностью в 1,3 л. с. довольно резво разгонялся до максимальной скорости в 45 км/ч.
Усовершенствованная система зажигания и хороший свет в темное время суток получились очень удачным дополнением.
Завод помимо мопеда также изготавливал модифицированную модель мини-мокика «Рига-26/30».
Модель стала подобием гибрида скутера и мопеда, при этом его габариты были крайне удобны для категории людей, которые не имели специальных помещений для хранения двухколесной моторной техники.
Мини-мокик, весом в 150 кг, в собранном виде легко помещался в багажнике легкового автомобиля, что было крайне удобно для транспортировки на дальние расстояния.
«Стелла»
В начале 90-х годов, за несколько лет до распада страны, советско-чешские компании объединившись, начали выпуск модели мини-мопеда марки «Стелла».
Изготавливались они как в Чехии, на заводе ZVL-Kolarovo, так и в Прибалтике, на Рижском заводе Красной Звезды.
Чешская сборка отличалась тем, что модели мопеда устанавливались модернизированные двигатели Jawa, на прибалтийской V-501.
«Стелла» своим внешним видом напоминала мини-спортивный мотоцикл, при этом, не смотря на небольшие габариты, смотрелась стильно и красиво.
Максимальная конструктивная скорость мопеда в 45 км/ч, удачная конструкция корпуса и подвески позволяли использовать технику для путешествий и активного отдыха.
По отзывам владельцев этой серии мопеда, чешская сборка была более качественной и надежной в эксплуатации, при этом считалось, что явовский двигатель выносливее и не столько капризный в работе.
«Дельта»
В 1986 году Рижский завод начал серийно выпускать модель серии «Дельта», основой для разработки которого стал марка мопеда «Рига».
Мощностью в 1,78 л. с. двигатель V-50/501 развивал довольно неплохую скорость в 45 км/ч и это при том, что весил он всего 60 кг в снаряженном состоянии.
Высоко приподнятый задний щиток напоминал форматом спортивные мотоциклы, да и по проходимости на сложных участках бездорожья мопед считался одним из лучших в СССР.
Несколько модернизаций стали причиной появления моделей предназначавшихся для спортивных занятий и туризма.
Отдельно также завод изготавливал серию мопедов «Дельта-люкс», отличавшуюся главным образом деталями дизайна.