Поезда и платформы для космоса: как перевозили ракеты в СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Сейчас возможно редко кто помнит период, когда СССР, как государству, которое удерживало лидирующие позиции в мире, приходилось тратить колоссальные средства на обороноспособность страны.

Сразу за «холодной войной», с появлением в космосе первых космических кораблей и спутников, пришлось выделять огромные средства для контроля космического пространства.

Поезда и платформы для космоса: как перевозили ракеты в СССР

Еще одной отраслью, которая требовала значительного финансирования, становятся ракетные войска, отдельное военное ведомство, ставшее щитом СССР.

Новое грозное оружие, которое было разработано советскими инженерами-ядерщиками, обслуживали тысячи специалистов. Одним из способов доставки ракет и их составляющих стала железная дорога.

В 1955 году в режиме абсолютной секретности Министерство обороны развернуло строительство первого космодрома, о котором позже узнал весь мир.

Затем появляется еще одно место под названием Капустин Яр, на котором проходила часть испытаний связанных с обороноспособностью страны.

-2

К месту будущих стартов космических кораблей и спутников, а также на полигоны для испытаний было проложено несколько железнодорожных путей.

Более 500 км железнодорожных путей предназначались исключительно для обеспечения космодрома Байконур и Капустин Яр всем необходимым.

Дорога к космосу

В середине января 1955 года возле ж/д разъезда Тюра-Там по специальному распоряжению было начато строительство Научно-исследовательского комплекса, рядом с которым находился полигон для испытаний.

Для доставки необходимого оборудования, к месту строительства будущей космической лаборатории были проведены несколько веток железнодорожных путей, общей длинною в 470 км.

-3

Название космодрома было взято неслучайно, такой населенный пункт действительно находился в 300 км от места стартовой площадки, правда, об этой особенности знало крайне мало людей.

В связи со строительством полигона и стартовой площадки военные железнодорожники расширили разъезд Тюра-Там, превратив ранее никому неизвестный разъезд в крупную узловую станцию.

-4

Руководящий состав, отвечающий за строительство, проживал рядом, в специальных пассажирских вагонах, которые разместили на отдельных путях.

Тепловозы и подвижной состав, который использовался для доставки ракет

Одним из первых железнодорожных составов, на которых доставили платформы с ракетоносителем, был паровоз серии Эу.

Паровоз Эу

Чуть позже было решено использовать модернизированные тепловозы ТЭ2 и М62, но кроме этих машин, также были задействованы маневровая техника работающая на аккумуляторах.

Тепловоз серии ТЭ2

Такая техника использовалась в угольных шахтах, для обеспечения безопасности перевозки груза. Для начала 60-х эти тепловозы были самыми современными моделями железнодорожного транспорта.

Одновременно с тепловозами инженеры-железнодорожники разработали несколько вариантов специальных платформ, которые изготавливались в ограниченном количестве, специально для перевозки негабаритных тяжеловесных грузов.

БЖРК

Комплекс ракет стратегического назначения на железнодорожном ходу, который постоянно находился в движении, и потому эту систему вооружения было крайне трудно отследить, впервые появился в США в начале 60-х годов.

Новейшие ракеты на твердом топливе, которые не нуждались в дозаправке, отличались в первую очередь тем, что при передвижении они оставались такими же по боеспособности, как и в самом начале их заправки.

БЖРК «Молодец»

Ни тряска, ни вибрация на них не воздействовали, поэтому американцы решили задействовать железнодорожные платформы с целью их запуска из наиболее безопасного места, в зависимости от ситуации.

Для большей секретности мобильные стартовые шахты и ракеты к ним постоянно перемещались. Эта особенность затрудняла постоянное месторасположение ракетного комплекса и усиливала опасность проведения внезапного запуска

Операция «Большая звезда» которая являлась частью теоретических испытаний показала, что мобильность состава, на котором находилась пусковая система и имеющиеся для запуска ракеты позволяли за счет перемещения максимально точно и полноценно использовать боевую мощь стратегического оружия.

-8

Американцы предположительно хотели создать 30 единиц подвижного состава с ракетами «Минитмен», которые бы могли перевозить в общей сложности до 150 ракет.

Советская сторона знала о планах американцев, и к концу 60-х годов Министерство обороны приняло решение о создании аналогичного вооружения.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс был оснащен ракетами класса РТ-23. Вес ракеты вместе с установкой составлял 150 тонн, при этом подвижной состав должен был передвигаться с максимальной скоростью в 120 км/ч.

-9

Ученым предстояло не только произвести расчеты и построить специальный поезд, но и провести испытания в условиях приближенные к боевым.

Несмотря на ряд сложностей, железнодорожный состав с вооружением и пусковой ракетой был создан точно в сроки.

Внешне поезд мало чем отличался от обычных составов, но мощь, которую они перевозили, а всего было 12 таких мобильных комплексов, могли одним залпом уничтожить территорию, размеры которой приравнивались к размерам Италии.

Тепловозы, которые обслуживали БЖРК, изготавливались с условным индексом ДМ62, но отличить их могли только специалисты, которые обслуживали тепловозы.

-10

В 1982 году эти машины прошли последний этап модернизации, всего же с начала их выпуска за 12 лет было собрано и передано 154 единиц транспорта.

Тепловозы этой серии, благодаря системе использования одновременно нескольких локомотивов, были, что называется, взаимозаменяемыми, с пультом управления, которое находилось на головном локомотиве.

Вся информации об остальных локомотивах, а всего их имелось 3 единицы, была на ПУ головного машиниста. Локомотивная бригада в случае необходимости могла разделить поезд на три части, которые могли самостоятельно выполнять передвижение и маневры.

-11

На вид обычные тепловозы имели ряд усовершенствований, которые помогали сделать передвижение состава незаметным. В дизельном помещении шахты и тамбура были защищены специальными светомаскировочными средствами защиты.

Для безопасности локомотивной бригады в случае заражения была специально разработана система вентиляции с подачей свежего воздуха. Управляли локомотивами исключительно люди военные в чине офицера с наличием в обязательном порядке права на управление локомотивом.

По истечении трех лет эксплуатации тепловозы передавали в локомотивные хозяйства, где в дальнейшем, в виду их исключительной надежности их использовали для обслуживания пассажирских линий, не редко международного значения.

На сегодняшний день несколько десятков машин, верой и правдой отслуживших на благо родины и сегодня используются в локомотивных хозяйствах.

После смены генераторов и дизелей на более экономные варианты тепловозы не только возят составы с грузом и пассажирами, но и эксплуатируются в ремонтных хозяйствах в виде снегоочистителей и маневровых тепловозов ПМС.

+1
1
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии