Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Что это был за поезд? Кто и как его делал? Чем он отличается по внешнему виду от обычных «товарняков»? И самое главное — где он колесит сейчас? Ответами на эти крайне любопытные вопросы мы как раз с вами сейчас и займёмся. Так что присаживайтесь поудобнее, и давайте уже скорее начинать!
Место рождения поезда за номером ноль — Советский Союз
Думаю, в мире существовала (и существует) только одна страна, которая была способна создавать такие грандиозные шедевры, которыми восхищались и которых боялись до чертиков на всём земном шаре.
Разработкой железнодорожного стратегического комплекса, как бы странно это ни прозвучало, озаботились ещё в далёком 1960 году. Ну как «озаботились» — скорее начали говорить о необходимости такого необычного поезда. Но разговоры разговорами, поговорить мы и сами с вами можем. Самое главное, что в начале 80-х в ЦК КПСС вышло постановление о начале строительства «сотнеколёсного стратега». Строили его братья Уткины, трудились в знаменитом Ленинградском КБ, которое по большей части ориентировалось на разработку специального машиностроения (КБСМ).
Благо, что часть задач по созданию ядерного поезда была решена ещё задолго до его постройки. Боеголовка давно была готова, хотя с двигателями, которые её тащили, пришлось «немного» повозиться. Железнодорожный состав был ровно таким же, как и остальные ж/д составы, разве что с «немного» усиленной конструкцией, чьё усиление было грамотно спрятано внутри.
Именно по вышеописанным причинам братьям Уткиным понадобилось не больше трёх лет, чтобы поставить на рельсы первый состав. На его борту находилось два огромных межконтинентальных «столба», которые в случае чего могли быть приведены в действие буквально в считанные минуты, выплюнув наружу многотонную торпеду. Каждая из них несла в себе по 10 термоядерных боеголовок умопомрачительной мощности в 500 килотонн.
Неудивительно, что во время движения состава перед ним «преклонялись» даже бездушные семафоры, раз за разом включая «Молодцу» разрешающий сигнал.
Да, скорость состава была не такой большой, как скорость его небоевых товарищей. Сами понимаете, какие риски несёт даже небольшое неверное движение. Но при всём при этом ни одна зарубежная спецслужба не могла засечь эти шахты, которые, в отличие от своих статичных аналогов, всегда были в движении. И в случае чего они могли в один миг достать «межконтиненталку».
Конструкция и экипаж
Хоть поезд и выглядел как все остальные, на него цеплялись те же вагоны, которые походили на типичные пассажирские и почтовые. Но внутри них находились далеко не рядовые пассажиры. В поезде поддерживалась постоянная численность экипажа в 70 человек. Как вы могли догадаться, все они были личным составом, каждый из которых отвечал за свою функцию.
Помимо нетипичного личного состава в поезде были усилены и сами ж/д вагоны. После усиления они «научились» поднимать 135-тонный груз. А если присмотреться к этим вагонам немного повнимательнее, то на днище можно было увидеть мощные гидравлические упоры.
«Молодцы» в строю и их судьба
«Молодцы» — так, собственно, назывались эти нетипичные поезда — были приняты на вооружение в конце 1987 года. Прошло не так много времени, и по бескрайним просторам СССР рассекала уже тройка БЖРК.
Стоит отметить, что поезда курсировали не только на усиленных и защищённых участках, но и на обычных магистралях. Правда, обычные магистрали обкатывались увесистыми вагонами БЖРК гораздо реже специально подготовленных мест.
До какого-то времени всё было хорошо. Программа развивалась, планировалось поставить на рельсы ещё несколько дивизий «Молодцов». Но случился 1991 год и печально известный договор СНВ-2 о ликвидации РТ-23УТТХ.
Таким образом, работа над БЖРК постепенно начала затухать. В 2005 году последний «Молодец» был снят с боевого дежурства. На пике программы насчитывалось 12 составов, 10 из которых впоследствии были утилизированы. Осталось всего два, и они находятся в музеях.
Такая вот громкая, но в то же время короткая карьера у поезда за номером ноль. Ставьте палец вверх, если вам понравилась моя статья и вы тоже считаете, что утилизация таких вещей была ошибкой. Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить мои следующие материалы.