Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы вновь продолжаем многосерийный рассказ о комплексе оборонительных сооружений финского опорного пункта «Кархумяки» в Карелии, известного как «Медвежья гора», который был построен по личному распоряжению главнокомандующего финской армией маршала Маннергейма возле г. Медвежьегорск в 1942-1944 гг.
Чтобы охватить все самые интересные сооружения этого уникального для финской фортификационной школы комплекса максимально подробно, мы разделили наш обзор на несколько частей. И в пятой части мы расскажем про одно из самых больших подземных сооружений комплекса — блок скальной дизель-генераторной электростанции, совмещённый с тоннельной казармой.
Историю строительства и боевых действий в этих местах мы уже описывали в первой части, так что повторяться не будем, а сразу перейдём к осмотру следующей точки.
В этот раз от горы Лысуха мы перемещаемся на северо-восток от города к другой группе укреплений.
Где среди вырубленных в скале траншей располагались входы в скальный энергоблок.
Это одно из немногих сооружений комплекса, который немного облагородили силами Военно-Исторического Музея фортификационных укреплений.
К сожалению его схему мы не нарисовали, а по памяти не запомнили куда какой поворот ведёт.
Заходим внутрь.
И попадаем в зал с голой скальной породой.
В большой нише кто-то сложил пирамидку из фильтров от советских противогазов ГП-5.
В конце зала есть проход в тамбур.
С проходом в несколько помещений.
Выходим в просторный зал тоннельной казармы, где установили стенд с краткой исторической справкой, а на стенах повесили исторические фотографии.
Эта казарма сильно отличается от двух предыдущих посещённых нами. Здесь не только свод имеет обделку (не путать с отделкой, это название типа горной крепи) из железобетона, но и стены усилены кирпичной кладкой.
Так выглядел процесс строительства этого сооружения.
Кроме того, под потолком проходит бетонный вентиляционный короб, ведущий в дизельную.
К слову, между бетонным сводом казармы и сводом горной выработки проходит пустое пространство, образуя подобие термоса.
Также из кирпича выстроены перегородки, отделяющие от основного зала помещение дизель-генераторной электростанции.
На этом бетонном фундаменте когда-то и стоял сам дизель-генератор, необходимый для электроснабжения укреплений в случае выхода из строя главной линии электропитания.
На стене даже висит фото аналогичного дизеля.
Но самое интересное в этом сооружении не здесь.
И не здесь.
А за этой броневой дверью, чудом сохранившейся на своём месте.
Это огромная грузовая шахта, уходящая наверх горы, через которую внутрь загружали тяжёлое оборудование.
По краям которой проходила лестница аварийного выхода.
А так выглядел процесс проходки ствола.
Сам выход на поверхности выглядит так.
А рядом из скалы возвышается оголовок для отвода выхлопных газов.
А ещё в траншее есть вход в небольшое, но абсолютно пустое укрытие.
А в следующих частях мы покажем ещё несколько оборонительных пулемётных и пушечных долговременных огневых точек. Ну а на этом пока что всё.
Поделись видео: