Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы расскажем про огромный действующий рудник «Николаевский», расположенный в горах Дальнегорска, где мы побывали с официальной экскурсией и своими глазами посмотрели как происходит весь процесс добычи руды с километровой глубины.
Ранее мы уже писали статьи про этот рудник, но у нас осталось ещё множество фотографий, а старые статьи видели даже не все наши подписчики, не говоря уже о случайных читателях, поэтому мы решили опубликовать ещё две статьи с ранее неопубликованными фотографиями.
И в первой части мы расскажем как происходит спуск и подъём оборудования, добытой руды и людей на такие глубины, покажем ремонтную базу технике на глубине в пол километра и главную водоотливную станцию рудника.
Но для начала как обычно немного истории рудника:
В 1960-х гг. Восточно-Сихотэ-Алинском вулканогенном поясе были разведаны залежи Николаевского скарново-полиметаллического месторождения, залегающие на глубинах от 700 до 1300 метров с названиями «Восток-1» и «Харьковская».
А для разработки этих залежей началось строительство рудника «Николаевский» и в 1967 г. была пройдена его первая штольня «Вспомогательная», после чего началась проходка двух стволов глубиной 820 метров для строительства нижних добывающих горизонтов, при помощи которых впоследствии вскрыли месторождение, богатое таллием, индием, кадмием, серебром, цинком, свинцом, висмутом и т.д.
Постройка рудника дело не быстрое, ведь добраться до такой глубины и создать с нуля инфраструктуру рудника занимает много времени, поэтому в эксплуатацию он был введён лишь в 1982 г. с заложенной проектной мощностью добычи 500 000 тонн руды в год.
Не смотря на то, что рудник пережил распад СССР и лихие 90-е, в 2010-х гг. он начал испытывать трудности и даже на время останавливал свою работу, но уже с 2020-х гг. снова приступил к разработке скарново-полиметаллических залежей сложной конфигурации на глубине около 1200 метров и обеспечен работой на несколько десятилетий вперёд.
Каждый месяц длина его горных выработок увеличивается на 200 метров, а это почти 2.5 км в год и уже достигает более 25 км.
Так выглядят копры рудника, расположенные в 50 метрах друг от друга и в которых смонтированы сверхмощные подъёмные машины, которые перемещают двухэтажные клети по стволам на глубину 820 метров.
На самом верху копра расположен машинный зал.
Где установлена подъёмная машина мощностью более 1 мегаватта.
Этих машин такой мощности в России всего пять и две из них находятся на этом руднике.
Пульт управления клетью одного из стволов.
Под потолком кран-балка грузоподъёмностью в 50 тонн для обслуживания подъёмной машины.
Вид сверху на подъёмную машину.
И технический спуск на нижние этажи копра.
Между копрами проходит металлический мостик.
Который приводит во второй копёр сразу на средние этажи.
Межэтажная лестница.
И ещё одна подъёмная машина мегаваттного класса.
Пульт управления клетью второго ствола.
Аналогичная кран-балка.
И вид сверху на машинный зал.
А теперь переместимся к АБК.
Спускаемся с горы.
И заходим внутрь здания рудоуправления.
Там кстати есть небольшая выставка с различными минералами.
Не будем заострять на ней внимание.
А сразу направимся в раздевалку.
Где получаем робы и каски.
Проходим инструктаж по технике безопасности, получаем фонари и самоспасатели.
И направляемся в штольню. К слову, фонари в касках не простые и каждый из них оператор может отслеживать и вызвать на связь, давая моргающий световой сигнал. По всему руднику расположены датчики, которые определяют где находится каждый конкретный фонарь.
Пройдя несколько сотен метров мы выходим к стоящему шахтному электровозу, который движется за счёт электричества, получаемого из контактного провода (троллея) над головой.
В таких вагонетках в рудник доставляют запасы топлива для шахтных машин на глубине.
И вот мы выходим в руддвор с двухэтажной клетью.
На которой спускаемся на пол километра под землю.
И выходим в ещё один руддвор.
Снова встречаем шахтный электровоз.
И отправляемся по штольне к рембазе.
Идти довольно долго, на пути встречается множество развилок.
И отворотов к различным блокам.
И вот мы наконец дошли до рембазы.
Проходим по людскому ходку.
Далее через блок с защищёнными противовзрывными пускателями.
Небольшой цех.
И выходим в огромный блок самой рембазы.
Где обслуживаются и ремонтируются шахтные погрузочно-доставочные машины.
Каска для понимания размеров ковша.
Ещё несколько машин. Все они разного размера и моделей.
Под потолком проходит здоровенная кран-балка, а по центру расположена смотровая яма.
Выходим через главный въезд в базу.
И движемся дальше по штольне.
Спиральный спуск уходит ещё глубже.
А мы направляемся в главную водоотливную станцию рудника.
Это ещё один большой блок с мощными водяными насосами.
Которые откачивают воду из горных выработок и поднимают на поверхность.
Один насос был на ремонте.
А ещё два беспрерывно трудились.
Дренажный канал, в котором проходит мощнейший поток воды.
Ещё один насос.
И наклонная выработка с трубами, по которым откачивается вода.
Ну а мы отправляемся к руддвору, чтобы спуститься по стволу на глубину более 800 метров и посмотреть как происходит добыча и переработка руды, но об этом мы расскажем в следующей части нашего рассказа.
А на этом пока что всё.