Подводные легенды СССР: лодки, которые мало кто видел

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
9
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Наученные горьким опытом, сразу после войны советские люди восстанавливая страну от последствий нападения Германии, особое внимание уделяли усилению военной мощи страны, предпочитая быть всегда готовым к нападению врагов со стороны моря и суши.

Подводные легенды СССР: лодки, которые мало кто видел

За время войны Советский Союз неимоверными усилиями наладил выпуск различной техники, что привело к тому, что первое в мире социалистическое государство на равных условиях могло решать различные политические и другие вопросы как признанный лидер планеты.

Особое внимание советское правительство и министерство обороны уделяло защите страны с моря и в этом направление Советский Союз по развитию военной индустрии опережало большинство капиталистических стран, включая США.

С появлением в морях и океанах новых разработок подводных лодок СССР выровняло баланс военных сил и усилило собственную безопасность.

Некоторые разработки военных подводных лодок оставались тайной для сопредельных государств, но с появлением субмарин атомного типа в военно-морском флоте США советские инженеры-разработчики снова создали несколько проектов, выровняв ситуацию.

Было создано несколько засекреченных проектов подводных лодок, обладавшие потенциалом способным не только противостоять нападению, но и самостоятельно наносить удары по вражеским объектам.

Проект 627 «Кит»

Первым проектом по созданию в противовес американским атомным субмаринам стала похожая по классу советская подводная лодка с условным кодовым названием «Проект 627 Кит».

-2

В середине 1952 года Сталин лично в постановлении поручил Первому Главному Управлению сделать заказ на проектирование первой подводной лодки с атомным двигателем, задачей которой являлось доставка оружия массового поражения к берегам Америки.

Проект 627 и проект П-627А

Изначально в качестве основного оружия должна была стать торпеда Т-15, калибром 1550 мм и весом в 40 тонн. В дополнение на борту субмарины имелось еще две торпеды, которые предназначались для самообороны.

-4

Лодка вмещала торпедный аппарат длиною в 22 мм, помещение с блоками электронного управления, наблюдательный пункт, жилые и служебные помещения.

В 1954 году к проекту были привлечены моряки-подводники, которые должны были стать экспертами при создании субмарины. В ходе разработок торпеды Т-15 были сняты с вооружения и заменены восьмью ТА, калибром 553 мм.

-5

На АПЛ были установлены новейшие системы гидроакустики, навигатор, система связи.

Отдельно, специально под проект разрабатывались шумопеленгаторные станции, радиолокационная система и система автоматического управления на больших глубинах.

В сентябре 1955 года на предприятии №402 было заложено сборку первой советской атомной субмарины, в создании которой участвовало 135 различных учреждений страны.

Проекта 627 («Кит») на стапеле

В 1958 году, после заводских испытаний АПЛ была передана на баланс в Военно-морской флот.

Все работы по сборке и испытаниям велись в режиме строгой секретности, где все привлеченные к проекту специалисты дали подписку о неразглашении военной тайны.

Проект 613

Над разработкой подводных лодок, которые в дальнейшем смогли бы заменить технически устаревшие субмарины класса «Щука» инженеры-подводники были привлечены еще в 1942 году.

Летом 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая подводная лодка U-250, которую позже после поднятия и доставки в Кронштадт изучили.

После ознакомления поднятого трофея дальнейшие работы по разработке проекта были прекращены. В дальнейшем было дано указание изучить немецкие электрические субмарины и разработать проект аналогичных подводных лодок, с возможностью выпускать серийно.

-7

По окончанию войны советские специалисты более подробно ознакомились с материалами, которые под грифом «совершенно секретно» передали с немецких верфей, где были найдены недостроенные немцами подводные лодки новейшего образца.

Так были начаты разработки проекта под кодовым названием «Проект 613», где вместо обычных дизельных двигателей использовались аккумуляторные батареи.

В период с 1950 пор 1957 года было построено 215 подводных лодок. Сборкой одновременно занимались несколько засекреченных предприятий: Николаевский судостроительный завод, Горьковское предприятие №112, Ленинградский завод №189 и в Комсомольске-на-Амуре заводом №199.

-8

Единственным недостатком проекта являлась необходимость кратковременных всплытий подводных лодок для подзарядки АБ с помощью дизельных установок типа 37Д, отличавшихся сильной шумностью работы.

Из вооружения на субмарине имелось торпеды калибром 533 мм, которые запускались для торпедных атак шестью торпедными аппаратами для стрельбы по надводным и подводным целям глубиной до 30 м.

-9

В дальнейшем проект прошел ряд модификаций, целью которых являлось улучшение технических и боевых характеристик ПЛ.

Проект 661 «Анчар»

Подводки класса «Анчар» считались самыми быстроходными в СССР. После принятия проекта в 1970 году при проведении учений первая лодка этой серии разогналась до скорости в 45 узлов, что было даже больше, чем планировалось изначально.

-10

«Золотая рыбка», как называли эти лодки, была укомплектована оборудованием, которое даже сейчас не имеет аналогов в мире. Единственным недостатком проекта являлась высокая стоимость оборудования и материал, из которого изготавливался корпус.

Проектировку этих лодок начали в 1959 году с одной единственной целью: создать серию ПЛ, которые могли бы противостоять появлению авианосных ударных групп неприятеля.

Главной задачей моряков-подводников являлось внезапное появление субмарин в нужном районе с возможностью проведения атаки по неприятельским целям.

-11

Это единственный проект подводных лодок, постройка корпуса которых требовала в виду использования в качестве обшивки титана огромных финансовых затрат.

Из вооружения на лодке установили комплекс противоракетных ракет, в дополнение которым были еще 4 торпедных аппарата для защиты подводной лодки от атак неприятеля.

-12

Выйдя на свое первое боевое патрулирование в 1971 году, лодка класса «Анчар» сразу же вызвала панику американцев. Случай произошел в Атлантическом океане, где субмарина, увязавшись за американским авианосцем, преследовала противника на протяжении двух с половиной месяцев по всему участку передвижения.

За все время субмарина только раз всплыла над поверхностью моря, что только усилило панику американцев, так как подводных лодок такого класса у них на вооружении не имелось.

-13

К сожалению не только эксплуатация лодок такого класса требовала колоссальных затрат, но и ремонт. Именно по этой причине лодку было решено исключить из списка вооружения и поставить на прикол в Северодонецке в 1984 году.

Проект 705 «Лира»

Одной из самых интересных разработок проектов подводных лодок, которые занимались исключительно поиском и уничтожением вражеских кораблей, являлась разработка «проект 705» под кодовым названием «Лира».

-14

ПЛ-охотник обладала всеми нужными техническими особенностями: была быстрой, маневренной, ее напичкали дорогой и современной аппаратурой и в размерах она была значительно меньше всех остальных типов субмарин.

Как сейчас принято рассуждать, проект во многом обогнал время, в котором он создавался, так как уникальность проекта до сих пор вызывает немалый интерес.

-15

Это единственная в мире лодка, где инженеры использовали реактор мощностью в 155 МВт, с теплоносителем РЖМТ ОК-550. Малые габариты судна и мощный двигатель моментально разгонял субмарину до предельной скорости в 41 узел, что приравнивается примерно в 76 км\ч.

Это второй в мире показатель для подводных лодок даже на сегодняшний день, что делает проект не только уникальным, но и вызывает интерес.

-16

За разработкой проекта гонялись все разведки мира, включая США, так как, появляясь внезапно, лодка могла наносить торпедные атаки без всякого вреда для себя благодаря высокой маневренности и скорости, которую развивала субмарина.

Проект 941 «Акула»

Эта подводная лодка стала ответом советских подводников на появление в распоряжении американских ВВС тяжелой подводной лодки «Огайо».

-17

Водоизмещением более чем в 23 т. с максимальным погружением в 500 м. «Акула» могла нести боевое дежурство без всплытия на поверхность 180 суток.

Стоить отметить, что и по сегодняшний день этот проект считается самым большим в мире и после него разработки подводных лодок-гигантов подобного типа больше не разрабатывались ни одной из стран мира.

Построенная в начале 70-х годов лодка считается вершиной инженерного искусства, так как на субмарине имеется все, что позволяет подводникам не только находиться на боевом дежурстве без вреда своему здоровья, но и поддерживать свое физическое состояние.

На борту имеется сауна, тренажерные залы, помещение для отдыха, просторные каюты для обслуживающего персонала на две и четыре персоны.

Имеется ряд интересных фактов о лодке, лишний раз подчеркивающие ее уникальность.

На испытаниях лодка пробила корпусом лед толщиной в 2,5 м, получив всего несколько вмятин. На палубе субмарины может спокойно разворачиваться любой грузовик, или на нем можно разместить сразу два футбольных поля.

-18

Корпус лодки-гиганта разделен пятью отдельными корпусными перегородками, между которыми находятся две шахтно-пусковые установки для запуска ракет, кормовая рубка, торпедные отсеки и центральный пост.

Прочность корпуса и вес лодки позволяет взламывать лед толщиной более 2 м, что позволяет использовать ПЛ в местах, где толщина льда не превышает 3 м ледяного покрова.

Лодка класса «Акула» стала первой советской субмариной, которая проектировалась под ракеты типа Р-39, с 10-ю боеголовками каждая. В дополнение на лодке имелись установки «Шквал» и «Водопад», для нанесения торпедных атаки 22-мя торпедами, которые имелись на лодке в специальном отсеке.

-19

К концу 80-х годов всего было построено 8 таких лодок-гигантов, но, к сожалению, после распада СССР оказалось, что ракеты, которыми их вооружали, изготавливались на Украине.

Результатом нехватки вооружения стало то, что 3 единицы были разрезаны на металлолом, а две субмарины пришли в негодность, и из них большую часть оборудования пришлось демонтировать.

Из всех гигантов удалось спасти только 3 субмарины, которые сейчас полностью восстановлены и несут боевое дежурство в составе ВМФ.

Проект 1910 «Кашалот»

Разработкой этого проекта начали заниматься в 1956 году, в период обострения отношений между США и СССР.

В 1977 году была построена первая станция АС-13, всего же было собрано 3 такие подводные субмарины, которые предназначались для выполнения специальных заданий.

-20

Так как проект и сейчас считается засекреченным, известно лишь, что им управляет команда из 12 человек.

Субмарина рассчитана для погружения и исследования на глубине до 1000м. В сравнении с другими военными субмаринами станция считается очень маленькой, водоизмещением всего в 2000 т.

Вся система управления лодки полностью автоматизирована, так как, находясь под водой к энергетической установке и реактору, команда доступа не имела.

Корпус лодки и перегородки изготовлены из титановых сплавов, в виду того, что остальные виды металлов не способны выдерживать подводные давления больших глубин.

Все виды ремонтов, кроме обслуживания секторов, куда команда имеет доступ, выполнялись только в условиях ремонтных баз, и это еще раз подчеркивает особенность эксплуатации подводных лодок этого класса.

-21

Основным предназначением подводной станции были разведка на больших глубинах, сбор информации и транспортировка пловцов к местам выполнения боевых задач.

Как на самом деле использовалась лодка и оборудование, которым имелось в распоряжении команды, так и остается тайной. Доподлинно известно, что лодка была неоднократно замечена в районах падений самолетов в воды океанов, но с какой целью она там находилась, засекречено.

-22

Лодка практически не имеет на борту вооружения, но из оборудования известно, что на ней установлены профилограф, магнитометр, аппаратура бокового обозрения, спутниковая связь, эхолот, фото-видео аппаратура, систематизатор отбора воды, манипулятор, которым можно управлять дистанционно, система спутниковой навигации и многое другое.

Естественно, что вся аппаратура самого высокого класса, где большая часть до сих пор не имеет аналогов в мире.

По непроверенным сведеньям последней разработкой спецлодок этого класса стала субмарина «Лошарик», а всего на вооружении ВМФ России имеется две единицы таких станций.

Проект 1710 «Макрель»

Этот проект создавался советскими инженерами после того как американцы в 1953 году продемонстрировали всему миру подводную лодку «Albacore».

Главной задачей для этого типа лодок являлось изучение всех форм гидродинамического сопротивления в условиях впрыска в состав воды полимерных соединений.

-23

По своей сути лодка являлась лабораторией, которая выполняла ряд различных исследований непосредственно в местах проявлений различных аномалий. В виду полной засекреченности известно лишь то, что на лодке имелось специальное оборудование для сбора и анализа материала, аналогов которым нет в мире и по сегодняшний день.

-24

Не смотря на узкий спектр боевых заданий, лодка принадлежит к классу субмарин многоцелевого назначения и ее неоднократно использовали для создания новых проектов подводного вооружения.

Главной особенностью исследований являлось то, что все виды экспериментов можно было проводить на разных режимах движения, что позволяло с высокой точностью определить уровень сопротивления.

Позже планировалось сделать лодку частью нового испытательного комплекса, который создавался на Черноморском флоте с целью изучения влияния гидродинамики.

-25

Лодку не планировали использовать в режиме длительного автономного погружения, при этом на ней отсутствовало вооружение.

Все члены экипажа, хотя и считались военными, тем не менее, по своей сути это были ученые, которые занимались изучением гидродинамики.

Первый и он же единственный подводный корабль был построен в 1986 году, где сразу после спуска на воду его отбуксировали в район Черного моря на место предполагаемых исследований.

-26

Благодаря уникальному оборудованию на лодке смогли провести ряд экспериментов, которые в будущем были использованы при создании проектов подводных лодок нового поколения.

В 2002 году лодку переправили в Севастополь, где был произведен демонтаж оборудования.

+1
0
+1
9
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии