Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Наученные горьким опытом, сразу после войны советские люди восстанавливая страну от последствий нападения Германии, особое внимание уделяли усилению военной мощи страны, предпочитая быть всегда готовым к нападению врагов со стороны моря и суши.
За время войны Советский Союз неимоверными усилиями наладил выпуск различной техники, что привело к тому, что первое в мире социалистическое государство на равных условиях могло решать различные политические и другие вопросы как признанный лидер планеты.
Особое внимание советское правительство и министерство обороны уделяло защите страны с моря и в этом направление Советский Союз по развитию военной индустрии опережало большинство капиталистических стран, включая США.
С появлением в морях и океанах новых разработок подводных лодок СССР выровняло баланс военных сил и усилило собственную безопасность.
Некоторые разработки военных подводных лодок оставались тайной для сопредельных государств, но с появлением субмарин атомного типа в военно-морском флоте США советские инженеры-разработчики снова создали несколько проектов, выровняв ситуацию.
Было создано несколько засекреченных проектов подводных лодок, обладавшие потенциалом способным не только противостоять нападению, но и самостоятельно наносить удары по вражеским объектам.
Проект 627 «Кит»
Первым проектом по созданию в противовес американским атомным субмаринам стала похожая по классу советская подводная лодка с условным кодовым названием «Проект 627 Кит».
В середине 1952 года Сталин лично в постановлении поручил Первому Главному Управлению сделать заказ на проектирование первой подводной лодки с атомным двигателем, задачей которой являлось доставка оружия массового поражения к берегам Америки.
Изначально в качестве основного оружия должна была стать торпеда Т-15, калибром 1550 мм и весом в 40 тонн. В дополнение на борту субмарины имелось еще две торпеды, которые предназначались для самообороны.
Лодка вмещала торпедный аппарат длиною в 22 мм, помещение с блоками электронного управления, наблюдательный пункт, жилые и служебные помещения.
В 1954 году к проекту были привлечены моряки-подводники, которые должны были стать экспертами при создании субмарины. В ходе разработок торпеды Т-15 были сняты с вооружения и заменены восьмью ТА, калибром 553 мм.
На АПЛ были установлены новейшие системы гидроакустики, навигатор, система связи.
Отдельно, специально под проект разрабатывались шумопеленгаторные станции, радиолокационная система и система автоматического управления на больших глубинах.
В сентябре 1955 года на предприятии №402 было заложено сборку первой советской атомной субмарины, в создании которой участвовало 135 различных учреждений страны.
В 1958 году, после заводских испытаний АПЛ была передана на баланс в Военно-морской флот.
Все работы по сборке и испытаниям велись в режиме строгой секретности, где все привлеченные к проекту специалисты дали подписку о неразглашении военной тайны.
Проект 613
Над разработкой подводных лодок, которые в дальнейшем смогли бы заменить технически устаревшие субмарины класса «Щука» инженеры-подводники были привлечены еще в 1942 году.
Летом 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая подводная лодка U-250, которую позже после поднятия и доставки в Кронштадт изучили.
После ознакомления поднятого трофея дальнейшие работы по разработке проекта были прекращены. В дальнейшем было дано указание изучить немецкие электрические субмарины и разработать проект аналогичных подводных лодок, с возможностью выпускать серийно.
По окончанию войны советские специалисты более подробно ознакомились с материалами, которые под грифом «совершенно секретно» передали с немецких верфей, где были найдены недостроенные немцами подводные лодки новейшего образца.
Так были начаты разработки проекта под кодовым названием «Проект 613», где вместо обычных дизельных двигателей использовались аккумуляторные батареи.
В период с 1950 пор 1957 года было построено 215 подводных лодок. Сборкой одновременно занимались несколько засекреченных предприятий: Николаевский судостроительный завод, Горьковское предприятие №112, Ленинградский завод №189 и в Комсомольске-на-Амуре заводом №199.
Единственным недостатком проекта являлась необходимость кратковременных всплытий подводных лодок для подзарядки АБ с помощью дизельных установок типа 37Д, отличавшихся сильной шумностью работы.
Из вооружения на субмарине имелось торпеды калибром 533 мм, которые запускались для торпедных атак шестью торпедными аппаратами для стрельбы по надводным и подводным целям глубиной до 30 м.
В дальнейшем проект прошел ряд модификаций, целью которых являлось улучшение технических и боевых характеристик ПЛ.
Проект 661 «Анчар»
Подводки класса «Анчар» считались самыми быстроходными в СССР. После принятия проекта в 1970 году при проведении учений первая лодка этой серии разогналась до скорости в 45 узлов, что было даже больше, чем планировалось изначально.
«Золотая рыбка», как называли эти лодки, была укомплектована оборудованием, которое даже сейчас не имеет аналогов в мире. Единственным недостатком проекта являлась высокая стоимость оборудования и материал, из которого изготавливался корпус.
Проектировку этих лодок начали в 1959 году с одной единственной целью: создать серию ПЛ, которые могли бы противостоять появлению авианосных ударных групп неприятеля.
Главной задачей моряков-подводников являлось внезапное появление субмарин в нужном районе с возможностью проведения атаки по неприятельским целям.
Это единственный проект подводных лодок, постройка корпуса которых требовала в виду использования в качестве обшивки титана огромных финансовых затрат.
Из вооружения на лодке установили комплекс противоракетных ракет, в дополнение которым были еще 4 торпедных аппарата для защиты подводной лодки от атак неприятеля.
Выйдя на свое первое боевое патрулирование в 1971 году, лодка класса «Анчар» сразу же вызвала панику американцев. Случай произошел в Атлантическом океане, где субмарина, увязавшись за американским авианосцем, преследовала противника на протяжении двух с половиной месяцев по всему участку передвижения.
За все время субмарина только раз всплыла над поверхностью моря, что только усилило панику американцев, так как подводных лодок такого класса у них на вооружении не имелось.
К сожалению не только эксплуатация лодок такого класса требовала колоссальных затрат, но и ремонт. Именно по этой причине лодку было решено исключить из списка вооружения и поставить на прикол в Северодонецке в 1984 году.
Проект 705 «Лира»
Одной из самых интересных разработок проектов подводных лодок, которые занимались исключительно поиском и уничтожением вражеских кораблей, являлась разработка «проект 705» под кодовым названием «Лира».
ПЛ-охотник обладала всеми нужными техническими особенностями: была быстрой, маневренной, ее напичкали дорогой и современной аппаратурой и в размерах она была значительно меньше всех остальных типов субмарин.
Как сейчас принято рассуждать, проект во многом обогнал время, в котором он создавался, так как уникальность проекта до сих пор вызывает немалый интерес.
Это единственная в мире лодка, где инженеры использовали реактор мощностью в 155 МВт, с теплоносителем РЖМТ ОК-550. Малые габариты судна и мощный двигатель моментально разгонял субмарину до предельной скорости в 41 узел, что приравнивается примерно в 76 км\ч.
Это второй в мире показатель для подводных лодок даже на сегодняшний день, что делает проект не только уникальным, но и вызывает интерес.
За разработкой проекта гонялись все разведки мира, включая США, так как, появляясь внезапно, лодка могла наносить торпедные атаки без всякого вреда для себя благодаря высокой маневренности и скорости, которую развивала субмарина.
Проект 941 «Акула»
Эта подводная лодка стала ответом советских подводников на появление в распоряжении американских ВВС тяжелой подводной лодки «Огайо».
Водоизмещением более чем в 23 т. с максимальным погружением в 500 м. «Акула» могла нести боевое дежурство без всплытия на поверхность 180 суток.
Стоить отметить, что и по сегодняшний день этот проект считается самым большим в мире и после него разработки подводных лодок-гигантов подобного типа больше не разрабатывались ни одной из стран мира.
Построенная в начале 70-х годов лодка считается вершиной инженерного искусства, так как на субмарине имеется все, что позволяет подводникам не только находиться на боевом дежурстве без вреда своему здоровья, но и поддерживать свое физическое состояние.
На борту имеется сауна, тренажерные залы, помещение для отдыха, просторные каюты для обслуживающего персонала на две и четыре персоны.
Имеется ряд интересных фактов о лодке, лишний раз подчеркивающие ее уникальность.
На испытаниях лодка пробила корпусом лед толщиной в 2,5 м, получив всего несколько вмятин. На палубе субмарины может спокойно разворачиваться любой грузовик, или на нем можно разместить сразу два футбольных поля.
Корпус лодки-гиганта разделен пятью отдельными корпусными перегородками, между которыми находятся две шахтно-пусковые установки для запуска ракет, кормовая рубка, торпедные отсеки и центральный пост.
Прочность корпуса и вес лодки позволяет взламывать лед толщиной более 2 м, что позволяет использовать ПЛ в местах, где толщина льда не превышает 3 м ледяного покрова.
Лодка класса «Акула» стала первой советской субмариной, которая проектировалась под ракеты типа Р-39, с 10-ю боеголовками каждая. В дополнение на лодке имелись установки «Шквал» и «Водопад», для нанесения торпедных атаки 22-мя торпедами, которые имелись на лодке в специальном отсеке.
К концу 80-х годов всего было построено 8 таких лодок-гигантов, но, к сожалению, после распада СССР оказалось, что ракеты, которыми их вооружали, изготавливались на Украине.
Результатом нехватки вооружения стало то, что 3 единицы были разрезаны на металлолом, а две субмарины пришли в негодность, и из них большую часть оборудования пришлось демонтировать.
Из всех гигантов удалось спасти только 3 субмарины, которые сейчас полностью восстановлены и несут боевое дежурство в составе ВМФ.
Проект 1910 «Кашалот»
Разработкой этого проекта начали заниматься в 1956 году, в период обострения отношений между США и СССР.
В 1977 году была построена первая станция АС-13, всего же было собрано 3 такие подводные субмарины, которые предназначались для выполнения специальных заданий.
Так как проект и сейчас считается засекреченным, известно лишь, что им управляет команда из 12 человек.
Субмарина рассчитана для погружения и исследования на глубине до 1000м. В сравнении с другими военными субмаринами станция считается очень маленькой, водоизмещением всего в 2000 т.
Вся система управления лодки полностью автоматизирована, так как, находясь под водой к энергетической установке и реактору, команда доступа не имела.
Корпус лодки и перегородки изготовлены из титановых сплавов, в виду того, что остальные виды металлов не способны выдерживать подводные давления больших глубин.
Все виды ремонтов, кроме обслуживания секторов, куда команда имеет доступ, выполнялись только в условиях ремонтных баз, и это еще раз подчеркивает особенность эксплуатации подводных лодок этого класса.
Основным предназначением подводной станции были разведка на больших глубинах, сбор информации и транспортировка пловцов к местам выполнения боевых задач.
Как на самом деле использовалась лодка и оборудование, которым имелось в распоряжении команды, так и остается тайной. Доподлинно известно, что лодка была неоднократно замечена в районах падений самолетов в воды океанов, но с какой целью она там находилась, засекречено.
Лодка практически не имеет на борту вооружения, но из оборудования известно, что на ней установлены профилограф, магнитометр, аппаратура бокового обозрения, спутниковая связь, эхолот, фото-видео аппаратура, систематизатор отбора воды, манипулятор, которым можно управлять дистанционно, система спутниковой навигации и многое другое.
Естественно, что вся аппаратура самого высокого класса, где большая часть до сих пор не имеет аналогов в мире.
По непроверенным сведеньям последней разработкой спецлодок этого класса стала субмарина «Лошарик», а всего на вооружении ВМФ России имеется две единицы таких станций.
Проект 1710 «Макрель»
Этот проект создавался советскими инженерами после того как американцы в 1953 году продемонстрировали всему миру подводную лодку «Albacore».
Главной задачей для этого типа лодок являлось изучение всех форм гидродинамического сопротивления в условиях впрыска в состав воды полимерных соединений.
По своей сути лодка являлась лабораторией, которая выполняла ряд различных исследований непосредственно в местах проявлений различных аномалий. В виду полной засекреченности известно лишь то, что на лодке имелось специальное оборудование для сбора и анализа материала, аналогов которым нет в мире и по сегодняшний день.
Не смотря на узкий спектр боевых заданий, лодка принадлежит к классу субмарин многоцелевого назначения и ее неоднократно использовали для создания новых проектов подводного вооружения.
Главной особенностью исследований являлось то, что все виды экспериментов можно было проводить на разных режимах движения, что позволяло с высокой точностью определить уровень сопротивления.
Позже планировалось сделать лодку частью нового испытательного комплекса, который создавался на Черноморском флоте с целью изучения влияния гидродинамики.
Лодку не планировали использовать в режиме длительного автономного погружения, при этом на ней отсутствовало вооружение.
Все члены экипажа, хотя и считались военными, тем не менее, по своей сути это были ученые, которые занимались изучением гидродинамики.
Первый и он же единственный подводный корабль был построен в 1986 году, где сразу после спуска на воду его отбуксировали в район Черного моря на место предполагаемых исследований.
Благодаря уникальному оборудованию на лодке смогли провести ряд экспериментов, которые в будущем были использованы при создании проектов подводных лодок нового поколения.
В 2002 году лодку переправили в Севастополь, где был произведен демонтаж оборудования.
Поделись видео: