Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В Советском Союзе личный автомобиль автоматически означал принадлежность к высшему классу. Он был символом успеха, высокого социального статуса и власти.
Для большинства граждан покупка машины оставалась несбыточной мечтой, а что уж говорить об иномарках, которые были настоящей редкостью.
Однако иностранные автомобили появлялись на дорогах СССР еще в дореволюционный период, вот только ездили на них избранные.
Где и как можно было купить иномарку
Приобрести автомобиль за границей и ввезти его в СССР было возможно, но далеко не каждому.
Формального запрета на покупку не существовало, однако требовалось разрешение на выезд и документ, подтверждающий легальные доходы. Это были привилегии немногих – в основном известных артистов, певцов и спортсменов.
Иногда иномарку можно было получить в качестве приза. Например, Анатолий Карпов за победу на чемпионате Германии по шахматам получил Mercedes W116.
Более доступный вариант – покупка подержанного иностранного автомобиля. Такие машины продавались через управление делами дипломатического корпуса или на легендарном рынке «Южный порт» в Москве.
Этот рынок, возникший в начале 1970-х годов рядом с магазином на Южнопортовой улице, стал местом, где можно было приобрести автомобили, мотоциклы и запчасти к ним.
Главными условиями покупки иномарки были законность доходов и своевременная уплата налогов.
Кто мог ездить на иномарках в СССР
В больших городах, особенно в Москве, иностранные автомобили частенько встречались, вызывая любопытство прохожих.
Чем ярче и необычнее выглядела машина, тем больше зевак она собирала. Наибольший интерес вызывали зарубежные авто с советскими номерами, что означало, что они принадлежали гражданам СССР.
Владельцами автомобилей чаще всего были дипломаты, журналисты, спортсмены, артисты и поэты.
Так, у Владимира Высоцкого было сразу несколько иномарок: Mercedes-Benz W116, BMW 2500, Renault 16TS.
Citroën DS был у балерины Майи Плисецкой и артистов балета Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Иномарки имели также Андрей Миронов, Сергей и Никита Михалковы, Алла Пугачева и другие звезды.
Несмотря на высокую стоимость – хороший американский автомобиль мог стоить до 30 000 рублей (примерно в 10 раз дороже «Жигулей»), желающих приобрести иномарку не становилось меньше.
В 1970-е годы владельцами зарубежных машин все чаще становились работники торговли и теневой экономики. Они не только не скрывали своего богатства, но и всячески демонстрировали его.
Импортные автомобили также привозили моряки. Им разрешалось привезти одну машину за рейс, но некоторые рисковали и доставляли целые партии подержанных авто.
Поэтому в портовых городах – Мурманске, Риге, Калининграде, Одессе, Владивостоке – иномарки встречались чаще, чем в глубине страны.
Наконец, иномарку мог приобрести человек, фанатично увлеченный автомобилями, готовый тратить на нее все имеющиеся средства.
Сложности с ремонтом
Владельцам иностранных автомобилей в СССР приходилось сталкиваться с серьезными трудностями.
Запасные части для них были практически недоступны. Официально их не продавали, а заказать за границей удавалось единицам.
В Москве существовала неофициальная станция, где могли выполнить базовое обслуживание, но серьезные поломки устраняли только народные умельцы.
Запчасти приходилось снимать детали с битых аналогов или заменять советскими запчастями, что далеко не всегда было возможно.
Особенно сложным был ремонт кузова – ни инструментов, ни технологий для этого в СССР не существовало.
Почему импортный автомобиль во владении гражданина СССР был явлением неординарным
Дефицит. Машины, особенно иностранные, были редкостью, а потому сразу подчеркивали высокий статус владельца.
Сложность приобретения. Чтобы купить иномарку, нужно было пройти бюрократические препоны – получить разрешение Главного управления торговли, а само распределение шло по индивидуальным решениям.
Высокая стоимость. Хороший подержанный импортный авто мог стоить в 5 раз дороже новой «Лады».
Невозможность купить авто без связей. Без протекции иномарку в СССР приобрести было практически нереально.
Проблемы с ремонтом и обслуживанием. Найти детали и мастеров, способных починить иномарку, было крайне трудно.
Иностранные автомобили на дорогах СССР встречались редко, но вызывали особый трепет у советских граждан.
Они были красивее, мощнее, комфортнее и надежнее местных моделей.
С началом перестройки ситуация изменилась – иномарки стали доступнее, а их наличие перестало быть показателем исключительности.
Поделись видео: