Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вы когда-нибудь задумывались, почему одних людей слушают с замиранием, а других сразу же игнорируют? Хотите, чтобы люди доверяли вашим словам? Тогда перед вами — руководство к действию. Психологи выявили качества, которые вызывают у собеседника доверие к вашим словам.
Приведу интересные исследования на эту тему, каждое из которых отражает один из аспектов.
Ученые из Венского университета и их коллеги из Питтсбургского университета провели исследование, подопытными в котором стали другие ученые. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature Human Behavior.
Главное качество, которое вызывает доверие — умение признавать ошибки. Ученые классифицировали его, как «интеллектуальная скромность». Оно включает умение признавать, что знание, включая свое собственное, может быть неполным. Или даже неверным. Плюс важным фактором был учет заслуг и других людей, а не только своих собственных.
С людьми, которые обладали интеллектуальной скромностью, чаще соглашались их слушатели!
Чтобы избежать возможной ошибки ученые провели пять разных экспериментов, предлагая респондентам не только слушать разных ученых, но и читать статьи. Оказалось, что ни пол ни национальная принадлежность ученого не влияет на степень доверия к его словам.
Если же ученый подчеркивал, что его знания о вопросе могут быть неполными, или отмечал не только свои заслуги, а и, например, роль аспирантов в помощи в его открытии — он сразу получал больше доверия. А вот хвастовство, напротив, сильно подрывало доверие к словам спикера.
Для меня это исследование — бальзам на душу. Все вокруг мне говорят, что надо постоянно ходить и рапортовать о своих успехах окружающим. Более того — превозносить эти самые достижения.
Лично я никаких особых достижений не вижу. А определенные скромные успехи связаны с простым трудом, который приносит мне огромное удовольствие.
Но в обществе считается, что о себе надо кричать и хвалиться на каждом углу, иначе тебя не заметят.
Поэтому если вы видите очередного блогера, коуча или психолога, который победил во всех возможных состязаниях и фоткается в окружении кубков и дипломов — не спешите считать его зазнайкой. Возможно, он просто внял советам окружающих и пытается найти свое место в жизни. Но, теперь, как мы выяснили из исследования, о котором я писал выше — это не самый эффективный способ.
Ну и, объективно — вы ведь тоже не доверяете людям, которые говорят «Я точно знаю, как всё устроено?». Или: «Я всегда прав».
Мы подсознательно понимаем, что никто не знает всего. Поэтому искреннее признание ограниченности знаний действует на нас обезоруживающе.
Что еще кроме интеллектуальной скромности способствует росту доверия к вашим словам:
Открытость: расскажите личную историю и не бойтесь своих слабостей
Ученых и новостных журналистов постоянно учат, что они должны быть максимально объективными. Никакого личного мнения — только ссылки на авторитеты, факты и логические выводы из их синтеза. Однако, если ваша цель — завоевать доверие, лучше добавить в это немного субъективного опыта.
Оказалось, что если вы добавите в рассуждения личное мнение или собственную историю — это повысит доверие окружающих к вам.
И можно не бояться того, что где-то в этой истории вы были не на высоте. Наоборот, готовность говорить о своих проблемах и возможном несовершенстве сближает вас с окружающими.
Да и в целом, когда человек делится своими мыслями и чувствами, это создает ощущение искренности и надежности.
Только не стоит перегибать палку. Личное мнение и история способны украсить ваше изложение. Но они не должны быть его основой.
Компетентность и профессионализм
Банально, но факт. Вы должны продемонстрировать, что действительно разбираетесь в этой сфере. Иначе ваши слова потеряют смысл.
Когда собеседник уверен в своих знаниях и умеет их применять, это вызывает уважение и доверие.
Невербальные сигналы (бонусное качество)
Человек много информации получает не только от слов собеседника, но и от его поведения, жестов и мимики. Подчас, оба собеседника это даже не осознают.
Классика жанра: открытая поза и зрительный контакт способствуют доверию. Поэтому не бойтесь смотреть в глаза и делать широкие открывающие жесты руками.
А вот если человек стоит в закрытой позе и избегает смотреть в глаза — это снижает доверие.
Но, помните, невербалика, безусловно, важна, но без предыдущих факторов в ней не будет смысла. Какие бы жесты вы не делали, если вы совсем не разбираетесь в том, в чем говорите, вряд ли получится добиться доверия. Поэтому первое, что важно в себе развивать — именно профессионализм, знания и компетенции в своей сфере.