Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Согласно статистическим данным, на период существования Советского Союза количество ДТП, в сравнении с теперешней статистикой, были редким явлением.
Как тогда понять происходящие перемены, ведь судя по отзывам, которые сегодня звучат в адрес советского автопрома, владельцы автомобилей этого периода ездили чуть ли не на повозках.
Получается, что все то, что производилось в период существования Советского Союза, было хуже по качеству, но сами водители были более практичными и дисциплинированы.
По разумному рассуждению, все должно бы быть с точностью наоборот: техника плохая, аварий больше, а значит виной всему автопром, ну и водители заодно.
Почему водители советской поры были более дисциплинированы на дорогах
На самом деле объяснить все можно и времени для этого потребуется совсем не много. Начнем с того, что советские автолюбители, а их было намного меньше, чем сейчас, очень ответственно относились к изучению ПДД и вождению автомобилей.
Возможно, в это сложно поверить, но в период существования СССР знания никто не покупал, как это принято сейчас, а приобретал путем обучения.
Чтобы получить права на управление автомобилем в любом случае приходилось пройти курс обучения и сдавать экзамены, хотя в то время система еще не была настолько продажной и сотрудники ГАИ относились к своим обязанностям со всей ответственностью.
Но была и еще одна причина, почему водители того периода ездили намного аккуратнее. Несмотря на то, что на территории огромной тогда страны работало несколько предприятий по выпуску шин для автомобилей, большая часть продукции изготавливалась для потреб различных индустрий.
Техника нужна была в первую очередь для поднятия экономики государства, а то, что была еще и категория легковых автомобилей, являлось проблемой вторичной.
Для легкового транспорта шин выпускалось в значительно меньшем объеме и это стало причиной острого дефицита, хотя все прекрасно понимали, что отсутствие протекторного рисунка на поверхности резинового покрытия становилось одной из первых и основных причин аварий на дорогах.
Авторынки периода СССР, что на них можно было купить
Для ремонта собственных автомобилей владельцы часто пользовались деталями, купленные на авторынках страны, большая часть из которых были нелегальными.
Самым дефицитным товаром считалась резина, которая на тот момент выпускалась в большинстве своем для всесезонного пользования.
О том, что на западе с целью обеспечения безопасности движения по дорогам водителям предлагалась резина в двух вариантах, зимняя и летняя, в СССР многие даже не знали.
Только в начале 80-х годов советский автопром решил исправить досадную ошибку и начал налаживать выпуск шин в зимнем варианте эксплуатации.
Назвать зимнюю резину периода СССР качественной, язык не поворачивается, но люди на ней ездили по несколько сезонов.
Почему летнюю резину практически не ставили, предпочитая ездить на зимнем варианте шин
Водители периода СССР отличались не только ответственно к управлению личным транспортом, но и бережливостью. Справедливости ради, стоит отметить, что резина так и оставалась дефицитным расходником и объясняет некоторые особенности того периода.
Что делают владельцы современных транспортных средств, когда шины на их авто требуют замены. Они покупают комплект резины того типа, который требуется заменить, старый выбрасывают, а в новую «переобувают» машину. Казалось бы, все просто и понятно.
Почему же тогда советские водители покупали всесезонный или зимний вариант резины, самостоятельно устанавливали ее, а старую отлаживали на хранение.
Все дело в том, что новую резину, как и сами авто, было купить довольно сложно и чтобы срочно произвести замену требовались не только деньги, но и хорошие связи.
Часто водителям приходилось подолгу ждать очередь, когда долгожданный комплект появится в продаже и, переплатив (без этого никак не обойтись), забрать долгожданную покупку.
Многие покупали шины в прок, не переживая, что от времени покрышки могут потерять эластичность, справедливо рассуждая, что такой товар всегда найдет своего покупателя.
Когда же резину все такие приходилось менять, особенно с наступлением морозов, когда появлялись промерзлые льдом участки дорог, старую, та, что уже несколько сезонов откатала по дорогам, откладывали в заранее приготовленное в гараже место.
Эта резина снова использовалась, как только наступало тепло, и не беда, что рисунок протекторов уже был изрядно истертым: на такой резине, если ездить осторожно, смело можно откатать еще один-два летних сезона.
Резина старая, а ездили аккуратнее
Как говорят в народе: голь на выдумку хитра и пока советский автопром не додумался наконец-то выпускать зимний вариант резины, советским автомобилистам приходилось экономить ресурсы таким вот образом.
С началом выпуска резины в зимнем варианте, а в начале 80-х годов эту проблему советский автопром все же решил исправить, в продаже начали появляться шины зимнего периода использования, которая получила название «снежинка».
Уральский шинный завод, на котором начали производить этот товар, выпускал мизерное на то время количество комплектов, всего каких-то 50 тыс. штук на всю страну.
Резина была плохого качества и изнашивалась быстро. Появились умельцы, которые покупали б/у шины, наваривали на них свежий слой и перепродавали резину.
О том, что западные торговые фирмы уже давно занимались продажей зимней резины с вкраплением в нее шипов, многие даже не слышали в СССР.
Возвращаясь к теме качества зимней резины, выпускаемой в период, который принято называть «совком», вспоминается одна деталь, о которой нельзя забыть, даже если бы этого хотелось.
Новая зимняя резина, хотя и имела крупный протекторный рисунок, что, несомненно, отлично удерживало машину на дороге, отличалась слабой эластичностью.
Мало кто рисковал устанавливать изначально не обкатанную резину на передние колеса: в руль било до такой степени, что ни о каком комфорте езды и речи быть не могло.
О слабенькой подвеске и говорить нечего: после сезона езды приходилось все менять на новые запчасти и даже подваривать кузовную часть и днище, так как и эти части машины тоже подвергались повышенному износу.
В заключение можно добавить, что в период, когда СССР еще существовала как страна, техники на дорогах было значительно меньше, и по своим техническим характеристикам она уступала иномаркам.
В категорию профессионалов входили в основном шоферы, которые управляли государственным транспортом и что такое износ резины и проблемы с ее заменой в полной мере прочувствовали больше всего они.
Это были не просто шоферы, а профи, способные не только управлять техникой в любых условиях, но и самостоятельно ремонтировать ее. Это сейчас, при необходимости сменить резину, владельцы авто едут на СТО.
Советские шоферы были в этом плане более умелыми ми и самостоятельными, когда с помощью домкрата и баллонного ключа срывали намертво затянутые гайки на колесах и производили замену или ремонт камер порой прямо в дороге под открытым небом.
Имеющие опыт езды по трассам заметенные снегом возили в багажниках своих авто самодельные специальные цепи, которые одевали на колеса тогда, когда трасса покрывалась сплошным льдом и по ней могли ездить разве что трактора на гусеничном ходу.
Теперь, когда тема более-менее раскрыта, можно смело подводить итоги.
- Первое и самое главное: хотя техники в период существования СССР было значительно меньше, водителей подготавливали качественнее.
Сейчас схема получения прав на вождение упрощена до минимума: есть деньги, права будут. А вот при Советском Союзе редко кому удавалось сдать на права с первого раза и никакие деньги и связи не помогали: сотрудники ГАИ понимали, что им же самим и придется разбираться в авариях и ДТП.
- Есть и другие факторы, о которых не упомянуть сложно: шоферы периода СССР не куражились при езде как сейчас.
Если это и происходило, то до первого постового и тогда наказание реально действовало, так как опять-таки, не все измерялось деньгами.
- Ну и в-третьих: в период «совка» купить автомобиль было очень и очень не просто.
Владельцам авто приходилось помнить, что для большинства советских граждан техника так и оставалась в большинстве своем не средством передвижения, а предметом роскоши, а значит зависти.