Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советские легковые автомобили никогда не отличались большой мощностью двигателя. В отличие от американцев. В СССР не было легковых авто с двух-трехлитровыми моторами по 100-150 л.с. Причина довольно простая – экономия металла и ресурса. Двигатели делали, в среднем, мощностью от 50 л.с. до 90 л.с. Считалось, что это обеспечит максимальную экономию топлива и повышенный пробег автомобиля. А недостаток мощности старались компенсировать настройкой передаточных чисел. В Европе до начала 80-х машины также делали преимущественно с небольшой мощностью, правда, ассортимент двигателей был на порядок больше.
Интересно, но советские автолюбители до конца 70-х практически равнодушно относились к большой мощности двигателя
Например, массово продавались Москвичи 408 с двигателем от М-412 на 72 л.с. или от М-403 на 50 л.с. И обе модели, в принципе, покупали, и никто не жаловался. Мало того, как оказалось, старый полуторалитровый мотор на 50 лошадок от 403-го был куда выносливее и проще в эксплуатации, чем новый М-412. И можно было заливать бензин А-72, а некоторые умельцы так вообще переделывали под А-66, который в то время стоил дешевле.
Проблема с мощностью была лишь у Запорожца. Ему реально нужен был более мощный и надежный мотор. Первый двигатель на 30 л.с. был слабым и проблемным. Следующей модели на 40 л.с. едва хватало для более-менее комфортной езды. Но для машины требовалось хотя бы 50 л.с., а их-то как раз и не было. Только в 90-х завод сделает нормальный мотор, но к тому времени Запорожцы снимут с производства.
Но полное равнодушие к мощности мотора продолжалось недолго. В 1976 г. и в 1981 г. в стране резко подняли стоимость бензина. Цена выросла вдвое, А-76 стал стоить 30 копеек, а А-93 — 40 коп. Первыми почувствовали разницу владельцы Волг и Жигулей. Но те, у кого в персональном пользовании был ГАЗ-24, были люди состоятельные, да и персональных Волг по стране было немного. А вот владельцам Жигулей реально пришлось непросто. Двигатели ВАЗов имели довольно высокую степень сжатия, и попытка залить А-76, даже в смеси с А-93, заканчивалась прогоранием.
В принципе, такая же проблема была у владельцев Москвич-412, но этот двигатель можно было еще как-то приспособить под 76-й с помощью всяких хитрых приспособлений типа самодельных октан-корректоров.
А дальше произошло то, что и должно было произойти
Высокооктановый А-93 стал исчезать с заправок, оставался только А-76. Кроме того 76-й можно было купить буквально за полцены у водителей грузовиков и автобусов. И вот с этого момента маломощные и дефорсированные моторы стали особенно цениться.
Сразу же появилась услуга по кустарному дефорсированию двигателя. Для этого под головку устанавливали еще одну прокладку, в результате чего высота камеры сгорания увеличивалась на 2 мм, и в принципе, можно было использовать А-76.
С 1982 г промышленность наладила выпуск Москвичей 2140 с дефорсированными моторами на А-76, мощностью 68 л.с. Одно время они шли под маркировкой М-2140ДЭ, затем М-2146, но суть была одна и та же. К сожалению, переделать трансмиссию и передачи на КПП уже сил не хватило. Поэтому дефорсированные машины были слабыми и потребляли огромное количество бензина.
Такая примерно ситуация сложилась и с Волгами. На ГАЗ-2410 стандартный мотор ЗМЗ-24 переделали с 95 л.с. на 85 л.с. Называлась версия ЗМЗ 24–10 и была предназначена только под А-76. Потребляла огромное количество бензина, а динамика была очень средней.
Мода на двигатель небольшой мощности коснулась и Жигули
Одно время ВАЗ 2105 получили вместо мотора 1,3 л новый на 1,2 л. Конечно, этого было слишком мало. Популярность пятой модели пошла вниз, и исправить ее смогли лишь заменой мотора на новый полуторалитровый агрегат мощностью 75 л.с.
Но чаще всего дефорсированные модели типа ВАЗ-21033 и ВАЗ-21063 выбирались осознанно. Их было проще купить, стоили они дешевле, и, в принципе, доработанная трансмиссия позволяла ездить так же, как и на обычных двигателях. Плюс машина реально приобретала резвость даже в сравнении с прежними моделями. Если, например, залить смесь 76-го и 93-го.
А главное, в то время серьезно упало качество бензина. То есть владельцы дефорсированых моторов еще могли себе позволить заправляться у продавцов канистр с тротуара. Причем без последствий для мотора. Это было дешевле, а иногда на заправках просто не было топлива.