Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
То, что в период существования Советского Союза во многих регионах страны наблюдались перебои с продуктами питания при том, самыми необходимыми: масло, мясо, колбаса и т.д., помнят только те, кому возраст перевалил сейчас за отметку 60.
О дефицитных продуктах и говорить нечего: чтобы прикупить к праздникам какой-то деликатес, требовалось выстоять очередь около одного из магазинов, где накануне могли выбросить нечто такое, чего в обычный, будничный день на прилавках и в помине не было.
Было и такое, что особенно дефицитное из товаров, необязательно продукты, выдавалось по талонам на предприятиях.
Активисты следили, чтобы все было честно и раздавали всем поровну, хотя о какой честности могла идти речь, если начальство, многое из того что простым гражданам попадало на стол в лучшем случае раз в квартал, могло позволить себе чуть ли не каждый день.
О дефиците ГСМ помнят лишь те, кого коснулась эта проблема, свалившаяся внезапно в конце 80-х годов, практически перед самим распадом страны.
Длинные очереди возле АЗС, особенно в праздничные и выходные дни могли растягиваться на сотни метров.
К этому периоду многие из простых советских людей, даже не слушая зарубежную радиостанцию «Голос Америки» все больше стали понимать, что в стране Советов все намного сложнее, чем можно было представить на первый взгляд.
О чем умалчивалось в газетах и других СМИ
К началу 70-х годов о том, что в стране имелись проблемы с бензином и другими видами топлива, мало кто задумывался.
Водителям грузовиков выдавался лимит на бензин, который чтобы израсходовать за рабочую смену приходилось при случае продать или отдать задаром, тем, кто в нем нуждался, хотя было немало случаев, когда топливо сливали просто на землю, найдя укромное от чужих глаз место.
Водители, чтобы в конце рабочего дня отчитаться перед нормировщиками должны были сдать путевки и зафиксировать количество наезженных за смену километров.
В случае если шофер не успевал выездить топливо и приезжал на предприятие с большим остатком топлива, самое малое, что ему грозило, так это нагоняй от начальства, но это, если руководство было в прекрасном настроении.
Могли лишить квартальной премии, или, к примеру, перенести долгожданный отпуск летом или в конце весны на суровый зимний период.
Проблему шоферы решали примитивно быстро: одометр накручивали нужный километраж, а топливо исходя из ситуации, или выливали из баков, продавали, или же использовали для собственных нужд.
Почему же так происходило: с одной стороны собственникам приходилось отстаивать очередь на автозаправках, а шоферы предприятий сливали излишки.
Плановые отделы предприятий, даже если план расхода топлива «зависал», все равно предпочитали увеличивать нормы расхода топлива, подводя к нормативам, назначаемые главком и министерством.
Делалось это в первую очередь для того, что бы ни лишать предприятия годовых и квартальных премий, но и не это было главным.
Распределение топлива по предприятиям и кто курировал заявки на лимиты
Вот здесь начинается самое интересное, где о происходящем не просто умалчивали в свое время, хотя о проблеме знали все, но и старались вообще не затрагивать тему лимитов бензина.
Чиновники из областных управлений, которые занимались не только распределением топлива по району, но и устанавливали нормы расхода на каждый квартал отдельно, внимательно отслеживали расходы топлива каждого из предприятий.
Экономию топлива, а этот лозунг звучал на каждом собрании рабочих, старались выводить минимальную, так сказать, что бы показать, что советские шоферы ответственно относятся к партийным заданиям.
Руководители всех рангов, начиная с самых низов, откровенно лгали, завышая цифры расходов, что в свою очередь отражалось на других показателях. На бумаге получалось, что коллективы усердно работая, выполняли намеченные планы, умудряясь втиснуться в лимиты, определенные государством.
Тем не менее, недостаточное количество дорогостоящего бензина была одной из самых сложных проблем в СССР, которая оставалась не решенной вплоть до распада страны.
Заводы по переработке нефти не успевали с поставкой нужного количества топлива и чтобы решить проблему, требовалось или уменьшить планы перевозок, или увеличить добычу нефти.
Обе проблемы были крайне сложные в выполнении и тогда государственные мужи решили сократить количество выдачи топлива на АЗС обслуживающие обычных граждан.
В одно время была введена система талонов на бензин, позволяющая всем владельцам личных транспортных средств заправится бензином на определенный литраж.
Дельцы и махинаторы, практически сразу же сориентировавшись в нестандартной ситуации, научились зарабатывать бешеные деньги на перепродаже, но что самое главное, появилось большое количество подделок, которые практически ни чем не отличались от настоящих талонов.
Тогда было принято решение выдавать ограниченное количество топлива в одни руки, контролируя, таким образом, расход бензина на каждой из заправок.
Контроль по выдаче бензина касался только частных лиц, тогда как государственный автотранспорт заправлялся на своих предприятиях, или же на общественных заправках используя талоны, которые было сложнее подделать.
И все же, проблема оставалась достаточно сложной и на заправках, особенно в праздничные и выходные дни наблюдались большие очереди из машин.
От безвыходности многие частники занимали очередь за несколько часов до того, как на заправки прибудут цистерны и терпеливо ожидали, уповая на удачу, что сегодня им повезет, и они смогут заправить машины.
Еще одним вариантом, правда не совсем законным и безопасным была договоренность с водителями предприятий, которые продавали бензин в нужном количестве, при этом, по цене, которая была гораздо ниже государственной.
В этом случае частники и водители предприятий выигрывали, но государство уходило в минуса.
Проблема дефицита была закрытой темой и обсуждалась большим начальством тайно, исключая просачивания информации в средства массовой информации.
Строительство новых нефтепроводов и добыча нефти велись полным ходом и возможно в стране и намечались великие перемены, по крайней мере, последний генсек СССР об этом неоднократно говорил на пленумах и заседаниях.
Простые люди больше заботились о себе и своем достатке, так как на фоне экономического распада, многие лишились заработка по причине закрытия многих предприятий.
Экономика страны, которую налаживали десятилетиями, рухнула в один день, собственно как и сама страна.
Приходилось думать не только о завтрашнем дне, но и хлебе насущном, чтобы прокормить семьи, а когда в бывшем СССР начался настоящий беспредел среди политических сил, простые люди и вовсе перестали обращать внимание на такие мелочи, как дефицит.