Почему в СССР массово переводили «Жигули» на 76-й бензин, если моторы проектировались под 93-й

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Давайте разберёмся с математикой того времени. Когда «Жигули» только появились, литр АИ-93 стоил 10 копеек. Полный бак — меньше четырёх рублей. Казалось бы, смешные деньги даже по меркам СССР. Рабочий на заводе получал 250-300 рублей, инженер — 120-150. Заправить машину стоило как пара буханок хлеба.

Но люди считали этот бензин дорогим. И дело было не в абсолютных цифрах. Проблема крылась в психологии советского человека. Сам автомобиль воспринимался как предмет роскоши, почти иномарка.

Экономия всему голова

А потом грянул 1978-й. Цены на бензин взлетели вдвое. Затем, в 1981-м, ещё вдвое. Литр АИ-93 стал стоить 40 копеек, полный бак — 16 рублей. Это уже была сумма, сопоставимая с месячной квартплатой.

Люди ринулись искать способы сэкономить. И нашли — А-76 по 30 копеек за литр. Разница в четыре рубля на баке уже выглядела осмысленно. Но главное было не в этом. Главное — на официальных заправках этот бензин можно было достать гораздо проще, чем дефицитный 93-й.

Почему в СССР массово переводили "Жигули" на 76-й бензин, если моторы проектировались под 93-й

Лично я видел, как работала эта система изнутри. Мой дядя водил автобус, и к нему постоянно подходили знакомые с канистрами. Рубль за полный бак вместо трёх на заправке — предложение, от которого мало кто отказывался. Да, это было неофициально, но тогда никто особо об этом не задумывался. Такова была реальность.

География дефицита и её последствия

Ещё один момент, который многие забывают. Даже если у вас были деньги и желание заправляться 93 бензином, это не всегда было возможно физически. Я ездил с отцом из Москвы в Ленинград — и на половине заправок по дороге АИ-93 просто отсутствовал.

Помню, как мы стояли на обочине где-то под Торжком, а отец ругался, глядя на табличку «АИ-93 нет». Приходилось либо ждать неизвестно сколько, либо лить то, что есть. Запасливые возили канистры в багажнике, но это решало проблему лишь частично.

-2

Проблема была в том, что двигатели ВАЗа проектировались под высокооктановое топливо. Степень сжатия, настройки зажигания — всё рассчитывалось на АИ-93. Когда туда заливали А-76, начиналось то, что специалисты называют детонацией. По-простому — мотор стучал, перегревался и постепенно разрушался изнутри.

Помню характерный звон из-под капота отцовской машины. Как будто кто-то металлическим молоточком стучит по блоку цилиндров. «Пальцы звенят», — говорили тогда. Это означало, что мотор скоро придет в негодность. Динамика падала, расход рос, но главное — ресурс двигателя таял на глазах.

Народ нашёл выход. Кто-то ставил толстые прокладки под головку блока, снижая степень сжатия. Кто-то менял пружину в трамблёре, сдвигая угол опережения зажигания. Машина после таких «доработок» превращалась в тень самой себя: медленная, прожорливая, но зато могла потреблять дешёвый бензин без явных проблем с ДВС.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии