Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если тебе, дорогой читатель, довелось жить в СССР, то ты точно помнишь суда на подводных крыльях: «Ракеты» или «Метеоры». Стильные да быстрые, напоминавшие летающие автобусы будущего.
Сразу скажу: никуда суда на подводных крыльях, вопреки мазне девочек-переписчиц, никуда не исчезли. По Байкалу, например, до сих пор ходят: от Листвянки до Ольхона пару лет назад ваш покорный слуга добирался. Ходят такие штуки по Волге: Самара-Ширяево. В Карелии: из Петрозаводска в Кижи. И по другим крупным рекам нашей России. В Питере: в Кронштадт или Петергоф.
Ну и Новороссийск-Сочи вроде ходит, ежели не отменили еще.
- Однако раньше суда на подводных крыльях куда более распространены были. Почти в каждую приволжскую деревеньку «Метеор» по нескольку раз за день заходил, словно рейсовый автобус. Особенно с учетом копеечной советской стоимости горючки.
Сама технология была придумана в нашей великой стране еще в середине 1950-х. Гениальным инженером Ростиславом Алексеевым. Первое же советское судно на подводных крыльях, «Ракета», отправилось в путь из Горького в Москву 26 июля 1957 года. Неся на борту более 100 пассажиров.
- Смысл очень прост: у этой штуки — особые металлические крылья. Они словно лыжи на гидроцикле в момент движения поднимают судно над водой. Соответственно, сопротивление падает. И «Ракета» летит будто самолет по реке…
Очень классные, помнится, штуки были. Сокращенно СПК. Садились на них через дебаркадер. А у некоторых еще и видеосалон имелся, куда можно было чуть дороже билет купить. И затем весь путь наслаждаться просмотром классного кинца.
- Интересно, что поставлялись суда даже за границу — в капстраны! Наши «Метеоры» даже по Темзе летали — невероятный имиджевый прорыв. Салоны с мягкими креслами, панорамные окна…
Сказываются непривычные современным капризным пассажирам неудобства: вибрация, качка ощущалась даже при штиле. Того же «Метеора» маршрутом Ростов-Калач-на-Дону невероятно качало даже на водохранилище. А морские рейсы нередко отменяли из-за непогоды.
- Сказалась и дороговизна. Ибо сами понимаете, дорогие друзья, скорость на воде — удовольствие далеко не из дешевых. Чем выше скорость — тем больше расход топлива. А эти красавчики горючку потребляют, словно студенты пиво между сессиями.
Около 80 км подобным транспортом обходится аж в 1500 рублей с носа. Например, билет на таком судне по маршруту Ленск — Усть-Кут стоит более 25 тысяч рублей. Мягко скажем, самолетом дешевле. Для живущих у рек людей делают особые субсидии. Но толком не помогает.
Стало намного меньше население небольших населенных пунктов: люди перебрались в города. Шире распространилась автобусная сеть да прочие бла-бла-кары. Намного дороже ныне выходит и само обслуживание СПК.
- Так что сегодня куда проще автобусом отправиться в путь, нежели судном на подводных крыльях. Конечно, если нормальная автомобильная дорога из пункта A в пункт B имеется, а не как в некоторых регионах западной Сибири той же. Сами же СПК в остальных случаях воспринимаются лишь как своеобразный аттракцион для нежадных туристов.
В общем, получилось убыточно. Шумно и очень дорого. Можно сравниться с пассажирской сверхзвуковой авиацией, также в лету канувшей. Потому ходят суда на подводных крыльях лишь там, где дотируются или хоть как-то окупаются. Например, в ХМАО или в Нижнем Новгороде.
Остальные же СПК оказались сданы на цветмет. Или же отправились прямиком на кладбище кораблей. Как, например, это в Заозерье на Каме у Перми. Грустная картина, душераздирающее зрелище…
Новые же такие суда баснословно дороги. Цена новой «Кометы» доходит до полумиллиарда рублей.
Поделись видео: