Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Среди множества моделей вертолетов внимательный наблюдатель обязательно отметит один нюанс и задаст себе вопрос: почему некоторые винтокрылые машины имеют колеса, а другие оснащены полозьями? Если вы из их числа, то вот объяснение этому факту.
1. С чего все начиналось
Машина, которая поднимается в воздух вертикально и летит, всегда была мечтой человечества. Подобный летательный аппарат пытался разработать еще Леонардо да Винчи, да и российский ученый Михаил Ломоносов строил чертежи винтокрылой машины. Но по-настоящему взлетать вертикально машины начали только в начале эры воздухоплавания в 1910-х годах, когда на смену паровому пришел бензиновый двигатель.
И только в 1950 году вертолеты начали производить серийно в России, США и других странах. Первым российским серийным винтокрылом стал Ми-1, который выпускал вертолетный завод в Казани. Машина работала в гражданской авиации и даже совершила полет в Антарктиду. СССР серьезно подходил к выпуску вертолетов – в год производилось более 900 единиц данной техники.
2. Функции колес и полозьев
Для посадки вертолета, его передвижения по грунту и стоянки на площадке в машине предусмотрено взлетно-посадочное устройство, или шасси. Оно может быть разного типа – колесное, полозковое, или иметь форму поплавков. В задачу шасси входит также смягчение удара при посадке, поэтому оно имеет амортизирующее свойство.
Колеса могут быть фиксированными и оставаться на своем месте или убираться на время полета в фюзеляж, а шасси в форме поплавков имеет жесткое исполнение или может быть надувным.
Почти на всех вертолетах устройство шасси неубираемое, при этом его конструкция допускает замену при необходимости колес на полозья или лыжи, как и на поплавки. Иногда неубирающееся шасси вертолетов закрывается обтекателями – это делается, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.
3. Легкие, средние и тяжелые вертолеты
Существует множество видов винтокрылых машин, которые классифицируются по схемам или количеству несущих винтов – от одного до четырех у квадрокоптеров. Есть и другое разделение вертолетной техники – по ее взлетному весу.
Если небольшой вертолет не превышает по весу 1 тыс. кг, он относится к сверхлегким. Далее идут легкие машины – их вес выше одной, но не превышает 4,5 тыс. кг. К средним относят винтокрылы, вес которых лежит в пределах 4,5-13 тыс. кг. Если машина тяжелее 13 тыс. кг, то это тяжелый вертолет.
4. Тип шасси зависит от взлетного веса
Согласимся, что колеса гораздо массивнее и тяжелее полозьев, поэтому для вертолетов применяемый вид шасси определяется взлетным весом машины. Для тяжелых винтокрылов характерно оборудование только колесным шасси, в то время как на средние и легкие машины могут устанавливаться шасси как колесного, так и полозкового типа.
Этот принцип применяется не только к российским вертолетам, он действует во всех странах-производителях.
5. Что лучше – колеса или полозья?
Начнем с того, что полозковые шасси легче, и их проще производить, а затем «лыжи» практически не требуют обслуживания в процессе эксплуатации. А вот колесные шасси имеют сложную конструкцию – у них есть амортизационные стойки, сами колеса, которые называют пневматики – с тормозами и приводом, датчики.
Выпускать авиационные колесные шасси обходится гораздо дороже, а в ходе дальнейшей работы вертолета они нуждаются в постоянном техническом обслуживании.
Однако у колесного шасси есть важное преимущество. Колеса позволяют вертолету двигаться по земле, при этом на довольно больших скоростях – до 80 км/час. Это в свою очередь дает возможность вертолету выполнить взлет и посадку с разбегом – так, как это делает самолет. А такая необходимость может возникать в некоторых случаях – например, если машина вынуждена взлетать с перегрузом, а также если взлет-посадка происходят в горной местности с разреженным воздухом.
В целом вертолеты с колесами отличаются большей универсальностью:
-
Они могут своим ходом перемещаться по полю аэродрома. В то время как для машины на полозьях существует только один вариант перемещения – на специальной вертолетной тележке.
-
Вертолеты с колесным шасси могут садиться на неровных площадках, не опасаясь при этом повредить хрупкие полозья.
-
В горах вертолет на полозьях рискует опрокинуться из-за неравномерного распределения нагрузки на опоры.
-
Приземление вертолета на колесном шасси будет более безопасным и комфортным – колеса амортизируют удары и толчки при посадке.
Что касается поплавкового шасси, то оно призвано обеспечить безопасную посадку вертолета на воде, при этом удерживая машину на плаву. Его применяют на легких или сверхлегких вертолетах некоторых типов – например, поисково-спасательных, способных сесть на воду для помощи пострадавшим.
6. В России – колеса, а в США – полозья
Чаще всего у вертолетов зарубежного производства встречается шасси полозкового типа – это простая и легкая конструкция. Чтобы такие вертолеты перевозить по полю аэродрома, необходимо дополнительно установить на машину транспортировочные колеса.
Другой вариант – использовать специальную транспортировочную тележку. В то же время вертолеты отечественного производства, за небольшим исключением, оснащаются колесными шасси. С чем связано это различие?
Америка уже в 1950-х годах, когда производство вертолетов развернулось широко, начала одновременно строить необходимую для летающей техники инфраструктуру. Небольшие вертолеты работали во многих отраслях – их использовала полиция, медицинские службы, телевизионная служба новостей. Поэтому эти легкие машины в основном производились на полозьях.
Советские вертолеты легкой и средней категории должны были работать в более сложных условиях – на Севере, при отсутствии дорог и площадок. По этой причине они были более универсальными и приспособленными к реалиям нашей страны, а потому их чаще всего производили с колесными шасси.
Поделись видео: