Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Фильм «Курьер» Карена Шахназарова — это не просто комедия о странной дружбе простого молодого человека и дочки профессора. Это по-настоящему тонкое, порой болезненное исследование взросления. Особенно финальная сцена с истерикой Кати. Многие зрители до сих пор недоумевают: почему она вдруг сорвалась? Почему благовоспитанная девочка с блестящими манерами вдруг села за пианино и начала молотить по клавишам, словно в припадке?
А ведь ответ лежит на поверхности. Нужно просто вспомнить, что было между главными героями на протяжении фильма.
Иван. Каким он был и каким стал
Катя выросла в интеллигентной, академической семье. Всё чинно, прилично, по протоколу. Учёба, музыка, знания, приличные мальчики. И вот на фоне этой размеренной жизни появляется он — Иван. Обычный парень, работающий курьером. Нахальный, ироничный, а порой и язвительный. Он троллит взрослых, несёт чепуху, раздражает профессора. И именно это и цепляет Катю. Он становится для нее интересным, ведь раньше в ее окружении ничего подобного не было.
И когда Иван в середине фильма залетает в квартиру Кузнецовых и заявляет, что женится на Кате, а профессор его пристроит на работу, Катя сияет. Нет, не потому что верит, а потому что это весело, неожиданно, дерзко. Потому что, наконец, кто-то ломает правила.
А потом всё пошло не так
В финале фильма Иван приходит к Кузнецовым снова. Но это был уже другой Иван. Парня словно подменили. Он пришел в костюме, с цветами, с интеллигентными манерами, и даже поёт «Соловья». Конечно, у него получается плохо, но видно, что он действительно старается, а не как обычно. Он больше не шутник. Теперь это мальчик, который хочет понравиться приличному окружению, в частности отцу Кати. Да, он хочет понравиться взрослым, то есть именно тем, кого он раньше высмеивал и троллил.
Гости улыбаются, профессор молча слушает. А вот Катя напряжена. Её бунтарь, который ее когда-то зацепил, куда-то делся. А потом появляется друг семьи в исполнении Владимира Меньшова.
Этот мужчина рассказывает про своего сына, который ничего не может, кроме как сминать банки из под молока. И именно он, как ни странно, запускает финальную катастрофу.
Когда он спрашивает Ивана, чего тот хочет от жизни, Иван отвечает: «Мы перебесимся, и станем как вы». Всё. Финал.
Катя всё поняла
Это фраза стала для Кати словно удар по голове. Иван сломался. Он больше не против системы, а очередной винтик. Он станет таким как все. И всё это ради неё. Ради того, чтобы её папа не косился на него с презрением.
Но Катя-то влюбилась в другого Ивана. В того, кто издевался над правилами. Кто был живым, настоящим, упрямым, а не в того, кто подпевает с гостями и кланяется профессору.
Катя не выдерживает, садится за пианино и игрет «Жил на свете козёл…» — ту самую песню, которую когда-то пели с Иваном от души. Теперь она звучит в её исполнении как истеричный реквием. Она лупит по клавишам, срывается на крик и выбегает. Человек, который вдруг осознал, что всё, во что он верил, рассыпалось.
А что отец?
И вот парадокс. Отец, суровый, спокойный профессор, не кричит и не устраивает воспитательных бесед. Он просто садится рядом, гладит дочь по голове и говорит: «Пройдёт». Тихо, по-человечески, без морали и осуждений.
И в этом настоящая сила сцены. Потому что именно понятой и услышанной Катя впервые и остаётся дома. Ей не надо больше бунтовать, потому что, наконец-то, взрослые не строят, а понимают.
Катина истерика — это не просто выход эмоций. Это прощание с иллюзиями. Иван оказался не героем, а таким же мальчишкой, как все. А взрослые оказались не глупыми врагами, а просто людьми, которые могут поддержать. Фильм заканчивается не победой, не романтикой, а осознанием — как у Кати, так и у Ивана.
Поделись видео: