Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В мультиках типа Футурамы или в кино есть забавный штамп. Пилот легко управляет космическим кораблём, используя для этого штурвал или прочие элементы. Что же, а может ли так быть на самом деле?
На самом деле это распространенный и вводящий в заблуждение образ в художественной литературе и кино. Полет на космическом корабле сильно отличается от вождения автомобиля. Тут можно назвать этак сотни принципиальных отличий, которые меняют всю динамику. И уж точно пилот не будет успевать «рулить», как это делала Лила в мультике.
Из базовых различий совершенно точно можно выделить скорость перемещения и главное — специфическую обстановку в космосе. Кстати последнее делает странным стереотип изображения кораблей типа Тысячелетнего сокола чем-то типа самолёта, где капитан смотрит в лобовое стекло.
Загвоздка в том, что не нужно видеть, куда вы летите, пока вы не окажетесь рядом с некоторым объектом, а в большинстве случаев смотреть все равно не на что. Более того, даже если вы что-то успеете увидеть и бортовой компьютер не отработает манёвр правильным образом, то вы всё равно не сможете успеть отреагировать. В общем-то, безопасной скоростью в городе не случайно считается скорость в 60 км/ч. При этом рядом с парками ограничение вообще 40 км/ч. Человек физически не успевает отреагировать. В случае же космического корабля всё значительно усугубляется.
В теории можно допустить, что когда-нибудь появится этакий компьютерный ассистент, который будет не сам управлять движением, а сильно заблаговременно сообщать пилоту об опасности, чтобы тот успел повернуть «баранку».
Сегодня в космосе всё значительно проще. Космический корабль будет просто двигаться вперед, пока на него не подействует какая-то сила и не изменит его траекторию. Перед запуском специалисты уже подсчитали и выяснили, куда именно направляется космический корабль.
Они уже просчитали, что будет на пути и повлияет ли это на то, куда движется космический корабль. Иногда они будут использовать эти данные, чтобы целенаправленно изменить курс космического корабля без использования его двигателей. Все это можно сделать, используя математику.
Запуск любой космической миссии — это воплощение принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь». Учёные проверяли и перепроверяли буквально всё, чтобы убедиться, что математические расчеты верны, и они абсолютно все учли. У центра управления полётом есть «подробное расписание», когда космический корабль будет в какой точке траектории.
Хотя теоретически космический корабль может столкнуться с небольшими кусочками камня, слишком маленькими для того, чтобы мы могли их распознать, вероятность того, что это произойдет, довольно низкая. Если же говорить про обстановку за пределами Солнечной системы, то там космос настолько пуст, что только через десятки лет можно ожидать появление небесного тела рядом. По сути единственное место, где нас сильно беспокоят космические столкновения — это низкая околоземная орбита.
Фактически команда современных астронавтов или выполняет заранее запланированный алгоритм, выполняя корректировки согласно текущим показаниям систем, или просто контролирует правильную работу автоматики. Но представить при этом, что они буквально-таки рулят штурвалом просто невозможно.