Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Прием стеклотары в СССР. Застали такое?
В СССР был самый высокий в мире ценник на прием стеклотары. У многих напитков стоимость пустой бутылки составляла до половины стоимости полной, с напитком внутри. Особенно популярен был кефир и молочные продукты.
Особенность советской индустрии была в том, что у нас бутылки не перерабатывали, а мыли в несколько этапов. И использовали еще раз.
При этом грязная стеклотара, как правило, отклонялась. Люди должны были сами смыть этикетки и грязь. Это удешевляло стоимость дальнейших моек для госконтор.
Стеклобой и нестандартная тара для дальнейшей переработки тоже принималась, но лишь на некоторых пунктах и была редким явлением.
Повсеместно, стеклянная тара вошла в обиход в 1960-е. До этого чаще продавали на разлив.
Факторы, определившие высокую оплату стеклотары:
Залоговая стоимость. Бутылка имела, так называемую, залоговую стоимость, которая была весьма велика. Напиток мог стоить 30-50 копеек, из которых 20 — стоимость бутылки.
В стоимость напитка включался залог за упаковку. Покупатель мог ее вернуть, сдав пустую тару. То есть в целом государство стимулировало оборот стеклянной тары, поощряя ее возврат в экономику. К тому же, меньше искушения для маргинальной молодежи — бить бутылки и разбрасывать стекла.
Если сдать трехлитровую банку, на эти деньги можно было купить литр бензина. А бутылка из под вина или молока шла по 15-20 коп — цена сырка «Дружба».
Самой дешевой — 3 копейки — была маленькая банка из под майонеза. За эти деньги можно было купить разве что стакан газировки с сиропом в автомате. Ну и из телефонного автомата за 2 копейки позвонить.
Мера оказалась действенной. По данным советской статистики, около 85% стеклянной тары в СССР была оборотной.
Унификация. Видов бутылок было не так много.
Помню, как резко изменилась ситуация в 90-х, когда стали появляться бутылки причудливой формы, которые перестали быть востребованными.
Удобное планирование. Процесс можно было легко просчитать. Примерно понятный объем поставок, стоимость — как приема, так и дальнейшей перепродажи, стоимость расходов на доставку/мойку. Любой, кто занимался бизнесом или находился на топ-менеджерских должностях, прекрасно знает ценность подобных направлений. Потому что в большинстве областей просчитать точно практически невозможно — слишком много изменчивых факторов влияют на конечные показатели дохода, расхода и, как следствие — прибыли.
Хотя иногда и планирование давало сбой. В центре приема стеклотары заканчивались ящики и ставилась табличка «Тары нет». Это означало, что до тех пор пока тара не появится, пункт работать не будет. Так и ждали — иногда по несколько дней.
Бутылки часто оставляли на улице, выпив напиток. Особенно много бутылок было в зонах отдыха и у стадионов после футбольных матчей. Раньше же подавляющее большинство напитков продавались именно в типовых стеклянных бутылках. Не таскать же пару-тройку пустых бутылок с собой ради того, чтобы сдать их. Часто бутылки не бросали в урну, а ставили рядом, для удобства потенциальных собирателей.
Один минус — это сразу породило теневой бизнес. Все самые популярные для сборки бутылок места были поделены между группами. И чужака оттуда легко могли выдворить силой. Летом в курортные города люди, буквально, съезжались на заработки, потому что пустых бутылок здесь было навалом.
Такие полукриминальные вожаки банд зарабатывали до 100 рублей в…сутки! За несколько месяцев легко могли накопить на новые «Жигули».
Один раз я еще будучи школьником в начальных классах обнаружил целую золотую жилу — в местном крупном кооперативе (дело было в конце 80-х) накопилось огромное количество бутылок. В основном, от водки и пива (хорошо погуляли!) И все их одномоментно выбросили у местного пруда. За несколько заходов я собрал их и принес домой — засыпал в ванную, чтобы смыть грязь и этикетки. Сдав их я заработал несколько десятков рублей — целое состояние для советского школьника!
Сейчас по сравнению с залоговыми советскими ценами стоимость стеклотары подчиняется рыночным законам и гораздо ниже. И сырье проще получать в битом виде. И стоимость его делает любую активную сборку бутылок невыгодным занятием. Тем более, что в стекле сейчас продается и не так много напитков.
Залоговая схема со стеклянной упаковкой была весьма эффективной. Сейчас многие западные страны успешно ее используют. В Германии, например, 90%+ оборота алюминиевой тары приходится на возвратные банки. В Швеции такую систему успешно ввели в 1980-е и используют до сих пор.
Поделись видео: