Почему СССР отказался от Т-64? Они знали?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Вопрос об утилизации танков семейства Т-64, к которым можно отнести Т-72, Т-80, Т-84 и Т-90 периодически задаётся критиками советской бронетехники и не только. Задавать вопрос необходимости не приходится – внятного ответа всё равно не получим. Но от одного из танков семейства уже отказывались. Т-64 перестали производить в 1987 году и конспирологи ищут в этом теорию заговора. Заговор действительно есть, но крайне прозаичный…

Почему СССР отказался от Т-64? Они знали?

Революционер своего времени

Т-64 стал первым танком в мире с композитной бронёй. Это его главное достижение и причина беспокойства стран НАТО. Последние «судорожно» ускоряли программы разработки своих танков. MBT-70 и XM803, MBT-80, Leopard 2K и XM1… Перед всеми проектами ставилась задача – разработать унифицированный танк для Североатлантического Альянса, способный на равных бороться с Т-64 и Т-72, а желательно превзойти их.

В НАТО вели работы над аналогом советской композитной брони, но она представляла собой разнесённую броню внутри корпуса боевой машины. Идея вполне логичная и что самое интересное – соответствовала вызовам времени. В 50-е и 60-е годы основной угрозой для всех танков был кумулятивный заряд. Ручная граната, реактивная граната, ракета, бомба… Чего только не существовало в то время. И ведь защитить танк от кумулятивного заряда было сложно. Поражающая способность не зависела от дистанции и скорости атаки. Лучше всего с кумулятивной струёй справляется неоднородная броня, к чему пришли в СССР, и разнесённая конструкция брони, над чем работал «запад».

Т-64Б и Т-80

Разумеется, Т-64 это не только революция в броне. На момент появления, в Т-64 использовали механизм заряжания с наибольшим количеством снарядов в мире, его двигатель имел невероятно малые размеры при ошеломительной мощности. Плюс бортовые коробки передач, которые давали минимальную потерю мощности от двигателя к ведущим каткам. Не менее революционный и калибр орудия – 125 мм. В то время, калибрами больше могли похвастать единицы, и то, условный M551 Sheridan и M60A2 Starship были в первую очередь ракетными танками, а Т-64 мог стрелять типичной номенклатурой танковых снарядов 60-х и 70-х годов, а в 1976 году, получил КУВ (Комплекс Управляемого Вооружения).

Почему СССР отказался от Т-64?

Причин несколько. Если вспомнить первоначальное техническое задание на Т-64, то он должен быть защищён и вооружён не хуже тяжёлого танка (которые в начале 60-х ещё состояли на вооружении стран мира) при мобильности среднего и всё это в рамках 35 тонн. Для понимания, Т-10М весил 50 тонн, а Т-64 должен был соответствовать его уровню защиты и вооружения при мобильности не хуже Т-55 или Т-62 (36 и 37 тонн соответственно).

Объект 430

Предсерийные прототипы Т-64 появились в 1963 году, обладали композитной бронёй во лбу корпуса, литой гомогенной башней и 115 мм пушкой, адаптированной под использование с механизмом заряжания карусельного типа. Боеприпасы сделали раздельногильзовыми, вместо унитарных как на Т-62 из-за особенностей заряжания. Для понимания, Объект 430 (самые ранний прототип Т-64) весил чуть более 35 тонн. Объект 432, который довели до предсерийного состояния имел массу 36 тонн, а серийный Объект 434 (более известный, как Т-64А) весил 38 тонн.

Увеличение массы стало следствием смены калибра орудия со 115 до 125 мм, изменениями в башне (теперь она имела полость для наполнителя) и лобовой броне корпуса. Из-за смены калибров орудия пришлось вносить поправки в механизм заряжания. И всё это при том, что подвеска танка никак не менялась.

Объект 219 СП1

«Первой ласточкой» о проблемах с подвеской стала разработка Объекта 219 (будущий Т-80). Катки Т-64 не выдерживали ударов при езде на высоких скоростях по пересечённой местности, из-за чего у Т-80 используются катки большего диаметра, покрытые резиной. Кроме того, из-за слабой подвески (в сравнении с Т-72 и Т-80) у Т-64 «хромает» модернизационный потенциал. Тот же Т-72 с 1973 года потяжелел на 6 тонн (с 40 до 46 тонн) и его подвеска держит возросшую нагрузку, а Т-64БМ «Булат», который весит те же 46 тонн имеет проблемы с надёжностью ходовой части. Из-за этого от дальнейшего производства «Булатов» отказались, заменив их на Т-64БВ образца 2017 года.

Отдельно отмечу темы производства. С 1963 по 1987 год произвели около 8 000 танков. Для сравнения – Т-80 всех модификаций произведён тиражом около 10 000 штук, а общее число Т-72 оценивается в 30 000 штук. Т-64 могли производить только на харьковском предприятии, из-за чего появился Т-72, как упрощённый Т-64 с унификацией некоторых компонентов с Т-62 (двигатель и опорные катки), а позже пытались глубоко модернизировать «шестьдесят четвёрку», оснастив её газотурбинным двигателем. Получился Т-80…

Т-64БМ "Булат"

Итог

От Т-64 отказались не потому, что СССР мог заглянуть в будущее и «возродить империю». Проблема Т-64 оказалась прозаичнее… Первоначальное техническое задание сильно ограничивало инженеров, из-за чего был сделан ряд прорывных технических решений. Благодаря этим требованиям совершили революцию в танкостроении, но платой за это стали проблемы Т-64 – «детские болячки» подвески, двигателя, проблемы с производством заставили СССР отказаться от Т-64 в пользу Т-80У и УД.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии