Loading...
Почему советский гигант, пробивающий даже самый защищённый танк, неожиданно для многих списали в утиль. История взлёта и падения 2А45М - новости Подоляка

Почему советский гигант, пробивающий даже самый защищённый танк, неожиданно для многих списали в утиль. История взлёта и падения 2А45М

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
12
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

В истории нашей сегодняшней героини имеется две крупные засечки:

Первое — её появление, принятие на вооружение и признание самой мощной противотанковой пушкой в мире.

Второе — закрытие производства и её неожиданное исчезновение из всеобщего поля зрения. Но что же могло пойти не так с этой 125-мм рекордсменкой? Давайте попробуем разобраться с этой максимально неоднозначной ситуацией.

Почему советский гигант, пробивающий даже самый защищённый танк, неожиданно для многих списали в утиль. История взлёта и падения 2А45М

Когда наша сегодняшняя героиня была принята на советское вооружение, напомню, это случилось в конце 1989 года, ей тут же было присвоено почётное звание самой мощной противотанковой пушки в мире, и да, прошло больше 35 лет, но она всё ещё остаться на метафорическом пьедестале. Как вам такое долгожительство?

Опять же, если всё так было хорошо, если она была такой мощной, если прошла все нужные и ненужные испытания, прежде чем встать на вооружение советской гигантской машины, почему тогда 2А45М нет в руках сегодняшних артиллеристов? Этот вопрос напрашивается каждый раз, когда ты смотришь на эту 125-мм громадину и изучаешь её тактико-технические характеристики, как минимум поверхностные ТТХ уж точно.

Сами посудите: весом всего в 6500 кг она умудрялась не только быть максимально управляемой на месте ведения БД, к примеру, к этому аспекту можно отнести её углы возвышения от минус шести до плюс двадцати пяти, или всё тот же угол разворота на максимальные 360 градусов, что стал возможным из-за появления на пушке трёхстанинного лафета.

Помимо параметров наведения у 2А45М имеется и другой параметр мобильности — её скорость транспортировки, и если скорость её перевозки по шоссе довольно стандартная и равняется примерно 80-ти километрам в час — так и другие пушки могут, но вот скоростью самодвижения могут похвастаться немногие, вернее могут не только лишь многие, а мало кто может это делать.

Шутки шутками, а умение самодвижения действительно не только уникальная вещь, но и нечто большее… Многие из вас видели пушку с рулём и полноценным двигателем?

-2

Самое главное, что всё тот же двигатель способен выполнять необходимые манёвры в ходе контрбатарейной борьбы (как минимум так было запланировано производителями Завода №9). Кто знает, что это за басня, тот понимает, насколько может быть ценен этот параметр.

Да, в умении двигаться самостоятельно было не всё так гладко, как планировалось, и к этому мы чуть ниже вернёмся, но это умение было.

Однако ключевой параметр всё тех же ТТХ прячется именно в умении пробивать непробиваемое, и в какое-то время именно так и было, ведь в какой-то момент танки стран-конкурентов Советского Союза прилично обросли бронёй, увеличив бронестойкость в лобовой проекции аж до 800 мм.

В этот момент могло показаться, что противотанковые пушки вот-вот пополнят стан мамонтов, динозавров и прочих вещей, чей остаток земной жизни будет проходить исключительно в музеях. Ан нет, по итогу была списана лишь советская МТ-12, если кто-то не помнит этого названия, то точно слышал о «Рапире».

Да, да и ещё раз да, была списана именно эта легенда, как минимум в противостоянии с передовыми танками уж точно, ведь её умения обращаться с 100-мм снарядами хватало лишь на пробитие 550-ти миллиметров, в то время как новая техника научилась перевозить на своём горбу аж до 800 мм защитного панциря.

Работа «Рапиры»

Самое любопытное, что советская новелла в лице нашей сегодняшней героини не только смогла потянуть свою бронебойность до пробития необходимых 800 мм, не только увеличить свой калибр до 125 мм, но ещё и научиться работать в союзе с самой популярной танковой пушкой в лице знакомой нам 2А26.

Так что с приходом 2А45М советские, а после и российские «пушкари» получили очень мощную связку, в которой они могли использовать один из самых популярных снарядов страны, и, скорее всего, мира в целом, при том что он мог поражать даже самую непоражаемую тяжёлую броню.

Не поверите, но как раз в этот момент происходило постепенное отмирание 2А45М и её последующее оставление на задворках истории. Парадоксальность истории самой мощной противотанковой пушки в истории всё нарастала и нарастала…

Кстати, на этом кадре водитель пушки, как бы странно это не звучало, решил проехаться на ней рядом с ангаром для ее хранения.

Процесс езды на пушки 2А45М
Тот самый руль

Отлично управляется, стреляет самым популярным снарядом, способна передвигаться по дорогам самостоятельно, думаете, это всё? А вот и нет, ведь помимо всего прочего «Спрут-Б» умела работать не только днём, для этого ей помогала основная система наведения в лице ОП4М-48А, но и ночью, здесь на помощь приходила более сложная и редкая система 1ПН53-1.

Про работу прямой наводкой или наоборот — способность бить из закрытых позиций я вообще молчу, это могли делать многие, так что неудивительно, что «Спрут» не стал исключением.

Опять же из-за дружбы с танковой пушкой Д81 россыпь снарядов, которыми «плевалась» советская пушка, не ограничивалась чем-то одним, имея возможность пулять как обычными осколочно-фугасными снарядами, так и более умными ПТУРами в лице того же «Инвара» 9М119, ну и про 9М119М «Свирь» тоже не стоит забывать.

Таким образом, в 1989 году у СССР появилась просто идеальная машина для уничтожения сверхзащищённых танков, но пройдёт всего пару лет, СССР не станет, и её преемница в лице Российской Федерации откажется от самой мощной противотанковой пушки в мире.

Каковы причины столь опрометчивого отказа? Их как всегда несколько…

2А45М «Спрут-Б» в одном из российских музеев под открытым небом

Причины отказа от 2А45М «Спрут-Б»:

Стоимость производства и сложность обслуживания

Оказалось, что игра с самоходностью просто не стоила свеч, ведь возможность самостоятельного передвижения появлялась только в тот момент, когда перед пушкой образовывалась хорошая дорога или хотя бы ровное поле, чего при ведении реальных БД мало возможно. Так что деньги вкладывались, а система не использовалась.

Недостаточная мобильность самоходного элемента

По факту этот минус перетекает из предыдущего пункта, но если в нём говорилось о цене, тут стоит отметить, что мощности и манёвренности двигателя «Спрут-Б» было, мягко говоря, недостаточно.

Победа более мобильных конкурентов

Как все мы знаем, что во время одной из разработок параллельно велась разработка сразу десятков единиц боевой техники, со «Спрутом» было так же. В итоге между пушками, гаубицами и САУ всё это время шла перманентная борьба, которая в конце концов указала на эффективность более мобильных версий, которые ко всему прочему имеют и свою броню, помогающую защитить экипаж.

Так что случилось что-то типа естественного отбора, но на этот раз не среди зверей, состоящих из плоти, а из тех, что состоят из огнедышащей стали.

Не знаю, как по-вашему, но на мой взгляд 2А45М «Спрут-Б» точно заслужил нашего с вами лайка. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если считаете так же.

Как думаете, нужны ли в сегодняшнее время такие штуки, как 2А45М «Спрут-Б», или, быть может, это уже и вправду прошлый век?

+1
2
+1
12
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии