Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Речь пойдет об одном из самых успешных грузовиков, чехословацких Skoda, которые собирались и экспортировались во все страны Варшавского Договора, но прежде всего, конечно, в СССР.
Машина получилась знаковая, одна из лучших моделей на середину 70-х
Ситуация с магистральными автоперевозками требовала более новой, современной, а главное, экономичной и надежной, чем курсировавшая в то время Skoda — LIAZ 706MT.
Кстати, в те времена копания Skoda располагала наилучшими ресурсами для создания надежных и экономичных грузовиков. Как в плане инженерных кадров, так и по технологическим возможностям.
И, к чести организаторов производства и проектировщиков, они не просто собрали один автомобиль, а сделали целую линейку моделей с незаурядными характеристиками.
Уже первые Liaz 100, собранные в 1974 г, вызвали восторг у советских водителей. Машина получилась не просто эффектной внешне, но и довольно грамотно скомпонованной – по характеристикам мотора, передачам трансмиссии, распределении нагрузки на мосты и, в целом, управляемости.
Первые модификации Liaz 100, выделяющиеся своими кабинами необычной формы и расцветки, стали довольно часто встречаться на дорогах СССР. Причем на радиаторной решетке стоял шильдик с названием «LIAZ».
Это сбивало с толку доверчивых советских граждан, принимающих чехословацкие машины за продукцию подмосковного Ликинского завода. Правда, довольно быстро все встало на свои места.
Единственной проблемой новой машины была несъемная кабина
Все вопросы советских автопарков к Skoda по этому поводу сводились к тому, что ремонтировать Liaz 100 на дороге было практически невозможно. Чехи не понимали – почему это нужно делать в пути, если машину можно отбуксировать на ремзавод, но позже уступили и стали делать откидывающуюся кабину.
Надо сказать, что сначала Liaz 100 планировался для региональных перевозок, это был небольшой двухмостовый грузовик с изотермической будкой или тентом. Классический Liaz 100 комплектовался планетарным редуктором на ведущем мосту, с подруливающими задними колесами и рессорной подвеской.
Кстати, довольно быстро появились Liaz 100 с пневматической подвеской, но в СССР такие машины попали только в середине 80-х, а до этого эксплуатировались только в Чехословакии и Германии.
Первые моторы на Liaz 100 были на шесть цилиндров, рабочим объемом 11,9 л и мощностью до 210 л.с. Коробка механика на 5 передач.
Удавшаяся схема заставила чехословацких инженеров разрабатывать более мощные машины на базе Liaz 100. Прежде всего, трехмостовых грузовиков и седельных тягачей.
В первую очередь, для экспортных перевозок. Поэтому и дизайн постарались сделать максимально привлекательным, и кабину сделали с откидным спальным местом. Чтобы водители из соцстран могли с комфортом ночевать в кабине.
Кабина заслуживает отдельного внимания
Интересно, что проектировщики не стали занимать все пространство огромной передней панелью, как это принято на современных машинах. Торпедо получилась весьма скромной, это позволило сделать сплошной диван и отдельно спальное место.
И, в целом, места хватало для водителя с напарником, чтобы полноценно поспать ночью, а не делить график для отдыха.
Уже в следующей модификации разработчики увеличили высоту потолков и заменили старые сидения на новые, современные ISRI. Была изменена система подогрева и вентиляции кабины, появились электростеклоподъемники и на порядок улучшилась шумо- и звукоизоляция. Уровень комфорта заметно вырос.
Разработчики компании Skoda постоянно дорабатывали и наращивали мощность
Появилось несколько агрегатов с турбиной. В итоге для тяжелых тягачей сделали турбированный дизель на 320 л.с. Интересно, что даже на низкокачественной советской солярке мотор Skoda спокойно проходил 400–420 тыс. км.
Естественно, для таких машин пришлось доделывать и трансмиссию, теперь уже на 9–10 передач с синхронизаторами и увеличенными числами на нижних ступенях. Уже позже, в конце 80-х, тяжелые грузовики линейки Liaz получили немецкую трансмиссию.
Главным покупателей магистральных тягачей и рефрижераторов стал советское транспортное агентство «Совтрансавто». Это была мечта большинства советских водителей – устроиться на работу в «Совтрансавто», ездить в «загранку» и обязательно на Шкоде. Правда, везло единицам, из-за требований к кандидатам при отборе.
Поделись видео: