Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Посмотрите на этот живой рой жёлтых точек над землёй: мир кишит самолётами. Европа, Азия, Америка — всё забито маршрутами, словно паутина. Но в центре Азии, над Тибетом, зияет огромная пустота. Словно кто-то стер самолёты ластиком.
Почему в одном из самых загадочных мест планеты никто особо не летает? Даже пресловутый Бермудский треугольник весьма насыщен самолетами:
Давайте разберёмся.
Куда исчезли самолёты
На фото — классическая карта отслеживания рейсов. Каждый жёлтый значок — это реальный самолёт в реальном времени. И если над Европой или Китаем их столько, что скоро там возникнут воздушные пробки, то над Тибетом — пусто. Настораживающе пусто.
При этом никаких официальных запретов нет. Но сама природа, техника и немножко экономика с политикой делают это крайне плохой идеей.
Тибетское нагорье находится в среднем более 4500 метров над уровнем моря. Ключевое слово — «в среднем». Для сравнения: Эльбрус, самая высокая гора России, — чуть выше 5600 метров, а здесь вся местность — почти как база под вершиной Эльбруса!
Что это значит для самолётов?
Разреженный воздух. Чем выше, тем меньше кислорода. А реактивным двигателям надо работать, без кислорода им туго. Мощность падает, самолёт теряет тягу, топливо жрёт как не в себя.
Проблемы с подъёмной силой. В разрежённом воздухе крылу сложнее удерживать самолёт. Как будто вы пытаетесь грести по воде… но вместо воды — пар.
И ладно бы это была единственная беда. Но нет — всё только начинается.
Если что-то пойдёт не так
В авиации есть одно священное правило: при разгерметизации салона на большой высоте экипаж обязан быстро снижаться до 3 тысяч метров. Именно на этой высоте человек ещё может дышать без кислородной маски.
Теперь вопрос на засыпку: куда снижаться, если под вами сплошные горы высотой 4–5 тысяч метров? Да никуда.
Быстрая посадка над Тибетом — это как пытаться экстренно приземлиться со второго этажа на спину бегемота. Да ещё в темноте. У вас нет ровных площадок, нет подходящих аэродромов, нет шансов заправиться и полететь дальше.
Кислорода в масках хватит на 15–20 минут. Много это или мало? Скажем так: если искать место для посадки на глаз — это катастрофически мало.
И если вы думаете, что горы только красиво смотрятся с иллюминатора — увы, они ещё и производят адский воздушный коктейль.
Тёплый воздух у склонов поднимается, холодный спускается, всё это смешивается, сталкивается и создаёт сильнейшую турбулентность.
У природы есть плохая погода. И вся она — в Тибете
Ещё один подарок Тибета — погода.
Сейчас ясное солнце, через час снегопад, через два — гроза. Молнии, сильные ветра, ледяные облака — всё это накатывает стремительно, словно сцены в плохом фильме-катастрофе.
И да, есть ещё интересный момент: Тибет расположен недалеко от геомагнитных аномалий. Это значит, что навигация иногда ведёт не туда.
Лететь выше — платить больше
Авиация — дорогой бизнес.
Когда авиакомпании прокладывают маршруты, они считают всё: от расхода топлива до износа шин на посадке.
А над Тибетом лететь приходится выше, чем хочется.
Оптимальная высота для авиалайнера вроде Boeing 777 — это около 10–11 тысяч метров. На ней воздух разреженный, сопротивление меньше, и самолёт экономит топливо так, как опытный хозяин воду на даче.
А вот над Тибетом внизу уже 4,5 километра сплошных гор. А горные вершины — 8 км и выше. И чтобы соблюсти безопасность, нужно лететь выше, подбираясь к максимуму возможностей самолёта — 13+ тысячам.
А это значит: двигатели напрягаются сильнее, топливо уходит быстрее, а перевозить можно меньше груза.
Казалось бы, воздух тут менее плотный, значит и сопротивление ниже. Хорошо же? Но проблема приходит с другой стороны: чтобы поддерживать необходимую тягу в условиях разреженного воздуха двигателям приходится работать на большей мощности.
Чисто экономически получается дешевле просто облететь, чем лететь напрямую через горы (еще и взяв на себя повышенные риски, о которых я писал в предыдущей главе).
Горная политика
Тибет — регион особый. Китай относится к нему очень серьезно.
Иностранные авиакомпании должны получать специальные разрешения на полёты над Тибетом. Причём иногда это разрешение можно ждать очень долго — китайцы любят с ними затягивать.
А ещё Тибет — зона повышенной военной чувствительности. И хотя на картах для туристов тут только горы да монастыри, в реальности воздух там иногда гуще от радарных волн, чем от облаков.
Так что многие компании махнули рукой: проще пролететь мимо, чем вписываться в эту бюрократическую гущу.
А кто-то всё-таки летает над Тибетом. Кто же это?
Летают китайские авиакомпании. Tibet Airlines, Air China, Sichuan Airlines — ребята, которые знают местные горы прекрасно.
Они выполняют рейсы между Лхасой и другими городами Китая. Используют адаптированные лайнеры — например, Airbus A319 с усиленными кислородными системами.
Также работает несколько высокогорных аэропортов, включая Лхаса Гонгар (3600 м над уровнем моря) и Чамдо Бангда (4334 м — один из самых высоких аэропортов мира!).
Пилотов, разумеется, подпирают специально под подобные полеты.
Единственный регулярный международный маршрут через Тибет — это рейс из Катманду (Непал) в Лхасу. И то — потому что иначе некуда.
Тибет не закрыт для полётов официально. Никаких красных крестов на карте нет. Но всё — от природы до политики — словно шепчет пилотам: «Не лезьте сюда без крайней необходимости».
И да — экономия топлива тоже делает своё дело: зачем лететь тяжело, дорого и опасно, если можно немного вильнуть — и добраться живыми, целыми и на полном баке.
Поделись видео: