Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

Великая Отечественная война развивалась на различных фронтах – не только на военном, но и на экономическом, информационном и даже психологическом. Пропаганда приобрела широкое применение и служила не только для мобилизации собственного населения, но также для запугивания противника. В арсенале использовались звукозаписи, радиограммы, плакаты и листовки. По имеющимся данным, нацисты распространили около пяти миллиардов экземпляров листовок, однако их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у прочих средств, все равно считается довольно низкой. Почему?
Пропуск в плен
Нацистские листовки представляли собой газету на одном черно-белом листе, где с одной стороны размещался текст, а с другой – изображение или фотография. Для удобства каждая имела порядковый номер. Прокламации печатались в первые годы войны непосредственно в Германии, а позднее их производство было организовано прямо на фронте. Также использовались захваченные советские типографии. Листовки сбрасывались с самолетов над позициями Красной армии и населенными пунктами близкого тыла или распространялись среди местного населения временно оккупированных территорий.
Основное внимание при создании листовок уделялось визуальной части, так как главной целью пропаганды была не индивидуальность, а толпа, которая, как правило, не углубляется в текст и предпочитает яркие изображения. Не менее важным элементом листовки являлся лозунг. Иногда встречались прокламации с призывом, напечатанным дополнительным красным цветом, что подчеркивало его важность. Содержание могло быть самым разнообразным: нацисты, помимо массового выпуска листовок, пытались варьировать их тематику, затрагивая вопросы голода, гонений на Церковь, массовых репрессий, раскулачивания и коллективизации. Особое внимание уделялось обещаниям ликвидировать колхозы и вернуть единоличное хозяйство крестьянам, которые, как хорошо понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.
В процессе войны менялся и акцент в листовках. В самом начале военных действий, когда советские войска терпели одно тяжелое поражение за другим, Третий рейх с помощью пропаганды призывал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Более того, сами прокламации служили пропуском, по предъявлении которого гарантировалось сохранение жизни.
В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы изменили свою стратегию. Командование вермахта подготовило масштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцев по-прежнему призывали сложить оружие, но теперь сдаться в плен предлагалось не нацистам, а своим же – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Теперь основной лозунг звучал так: «Русские перебегают к русским». Тех же, у кого не было никаких симпатий к РОА, пытались запугать с помощью новейшей, еще неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».
Трудности перевода
Члены РОА впоследствии принимали активное участие в пропагандистской деятельности Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовался для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев задействовали для создания листовок, и эти материалы оказались даже более успешными, чем те, что изготавливались немцами.
Это объясняется довольно просто. Русский текст большинства первых листовок был наполнен стилистическими и орфографическими ошибками, перевод часто выполнялся неумело. Кроме того, иногда в прокламациях использовались немецкие шутки, непонятные советским гражданам.
Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времен Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлись тиражом 160 миллионов экземпляров и, при этом, не только не оказывали нужного воздействия, но и скорее вызывали отторжение.
«По замыслу немецких пропагандистов, этот бессмыслица и безграмотный бред должен был восприниматься как девиз, под которым культурная Европа идет в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, чуть ли не до самого конца войны, перебрасывался на «ту» сторону», — отмечал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.
Он был уверен, что советское командование само бы заплатило за такие листовки «крупные суммы». Как и за большинство подобных. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».
Сами перебежчики не только приписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причины такого положения, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды спросил у одного из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и антикоммунистическое настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».
«Нами тщательно разработан план кампании, в успешном завершении которой нет никаких сомнений. Поэтому нет нужды в какой-либо импровизации или изменении плана, ни даже в его дополнении. То, о чем говорите вы, не продумано и не предусмотрено, а потому содержит в себе элемент риска, совершенно излишнего», — ответил Стенрос.
А в завершение генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как известно, оказался неверным
Источник: russian7.ru
Поделись видео:







