Почему птицы «любят» таранить именно левый борт самолётов? Авиационно-орнитологическая загадка

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0

«Птичьи удары» («бёрд страйки») – проблема для авиации давняя и крайне неприятная. Последствия от такого столкновения могут быть очень серьезными. Хрестоматийный пример — авария 15 января 2009 года, когда пилотам пришлось сажать Аэробус А-320 прямо на воду посреди Нью-Йорка. Причиной как раз и стала стая гусей, повредившая оба двигателя сразу после взлета. На основе этих событий, кстати, сняли фильм «Чудо на Гудзоне». К счастью, тогда все обошлось благодаря мастерству экипажа, но так бывает не всегда.

Почему птицы «любят» таранить именно левый борт самолётов? Авиационно-орнитологическая загадка

По данным Международной организации гражданской авиации ежегодно регистрируются тысячи случаев по всему миру. Но самое любопытное вот что: статистика, собранная за долгие годы, указывает на одну очень странную закономерность. Птицы почему-то гораздо чаще врезаются именно в левую сторону самолета. Почему пернатые «камикадзе» так невзлюбили именно левый борт?

Почему столкновение с птицей опасно

Казалось бы, что там эти птички? Пух да перья. А самолет – махина прочная, металлическая.

Помните формулу кинетической энергии? Она зависит от массы и квадрата скорости. Самолет летит быстро, очень быстро. Даже при посадке скорость может быть 240-270 км/ч, а то и больше. И на этой скорости даже относительно небольшая птица превращается в опасный снаряд.

Последствия столкновения самолёта с птицей
Последствия столкновения самолёта с птицей

Есть такой известный пример: столкновение с птицей весом всего 5 килограммов (а это, скажем, средний гусь) на скорости 240 км/ч эквивалентно падению на самолет груза весом в полтонны с высоты трех метров.

Конечно, самолеты проектируют с учетом возможных столкновений. Лобовые стекла делают многослойными и очень прочными, передние кромки крыльев и оперения тоже укрепляют. Двигатели проходят тесты на «заглатывание» птиц – их буквально обстреливают тушками птиц на стенде, чтобы проверить, как поведет себя механизм. И чаще всего для самолета все обходится «малой кровью» – вмятинами, царапинами, может, парой поврежденных лопаток вентилятора в двигателе. Пилоты порой даже и не замечают удара в полете, обнаруживая следы лишь после посадки во время осмотра.

-3

А вот для птицы встреча с самолетом почти всегда фатальна. Особенно если ее затягивает в двигатель – там от бедняги мало что остается, увы. Но бывает, особенно если птица крупная или их целая стая, что повреждения оказываются куда серьезнее. Удар может пробить обшивку, разбить стекло в кабине пилотов, но чаще всего страдает именно двигатель. Погнутые или сломанные лопатки – это потеря тяги, вибрация, а в худшем случае – пожар или полное разрушение двигателя. И тогда полет продолжается уже в аварийном режиме, если вообще продолжается.

Так что проблема серьезная. И тем интереснее становится загадка левого борта.

Откуда взялась информация про «любовь» птиц к левой стороне самолетов?

-4

Одним из главных специалистов по «бёрд страйкам» считается американский биолог Ричард Долбир. Он много лет проработал в программе Службы охраны дикой природы при Министерстве сельского хозяйства США и вместе с коллегами, в частности, с полковником ВВС Уильямом Барнсом, проанализировал огромную базу данных Федерального управления гражданской авиации США с тысячами записей о столкновениях самолетов с дикими животными (в основном, конечно, с птицами) аж с 1990 года.

Анализ этих данных, охватывающий тысячи подтвержденных случаев столкновений именно с двигателями, показал четкую картину: левый двигатель (если смотреть из кабины) страдает от птиц статистически значимо чаще, чем двигатель с правой стороны. Эта закономерность наблюдалась как для самолетов с двигателями под крылом (большинство пассажирских лайнеров), так и для тех, у кого двигатели расположены на хвосте фюзеляжа.

Первая мысль, которая приходит в голову: может, дело в маршрутах? Пилоты чаще поворачивают влево при взлете или посадке? Или ветер как-то влияет? Но нет, исследователи учли множество факторов, и перевес левого борта оставался стабильным. Значит, дело в чем-то другом. В чем-то, что отличает левую сторону самолета от правой в глазах птицы.

Красные огни

Навигационные огни самолета на законцовках крыльев, вы наверняка их видели. По международным правилам, на левом крыле огонь всегда красный, а на правом – зеленый. Сзади еще белый. Это сделано для того, чтобы в темноте можно было понять, куда летит другой самолет: видите красный и зеленый – он летит на вас, видите только красный – он летит справа налево, только зеленый – слева направо, только белый – удаляется. Просто и понятно. Для людей.

-5

А для птиц? У птиц зрение устроено совсем не так, как у нас. Люди — трихроматы, мы видим мир в трех основных цветах (красный, зеленый, синий) и их комбинациях. А большинство птиц – тетрахроматы. Они видят не только красный, зеленый и синий, но еще и ультрафиолет, который для нас невидим.

Есть и другие отличия. Чувствительность к разным цветам у птиц тоже иная. В этом, возможно, и кроется возможная разгадка тайны левого борта. Основная гипотеза, которую выдвинули Долбир и его коллеги, заключается в том, что птицы могут быть менее чувствительны к длинноволновому красному свету по сравнению со средневолновым зеленым. Проще говоря, красный огонек на левом крыле для них может быть менее заметен, чем зеленый на правом.

-6

Получается парадокс: красный цвет, который традиционно воспринимается людьми как сигнал опасности, для птицы может делать приближающийся объект менее заметным. Или, как вариант, красный свет может их как-то дезориентировать, мешая правильно оценить траекторию и скорость самолета.

В пользу этой «световой» гипотезы говорят и другие наблюдения. Например, анализировали случаи столкновения птиц с вышками сотовой связи и другими высотными сооружениями. Оказалось, что вышки, оборудованные постоянными красными сигнальными огнями, притягивают к себе гораздо больше пернатых жертв, чем вышки с белыми или мигающими огнями. Похоже, красный цвет действительно играет какую-то роковую роль.

Разумеется, не все так однозначно. Есть и некоторые «но». Например, в одном из отчетов упоминалось, что перевес столкновений с левым бортом был наименее выражен как раз ночью и в сумерках/на рассвете. А ведь именно в это время, казалось бы, огни должны играть главную роль. Это наводит на мысль, что дело не только в цвете огней. Возможно, важен еще и общий контраст силуэта самолета на фоне неба, направление полета относительно солнца, и какие-то другие факторы, которые мы пока не учитываем.

Кстати, проблема «птичьих ударов» в последние десятилетия становится даже актуальнее. Как ни парадоксально, это из-за успехов экологов в охране природы. Популяции многих крупных птиц – гусей, уток, чаек увеличиваются. А именно крупные птицы представляют наибольшую опасность для самолетов. Плюс к этому, растет и интенсивность авиаперевозок, самолеты становятся тише, что мешает птицам их вовремя заметить.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий