Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Танк прорыва КВ-2, с его массивной башней и устрашающей 152-мм гаубицей, появился как ответ на специфику боёв Зимней войны. Его мощное вооружение стало прямой реакцией на слабую эффективность 76-мм пушки базового КВ против бетонных укреплений линии Маннергейма.
Командование Северо-Западного фронта добилось одобрения инициативы: модернизацией занялись Ж.Я. Котин и Н.В. Курин, работавшие в экстренном режиме. Проект собрали буквально за пару недель, и уже в феврале 1940 года три опытных машины отправились на фронт.
И хотя конструкция спешно адаптировалась без устранения множества недоработок, боевая эффективность КВ-2 на заснеженном карельском театре оказалась убедительной. По словам командира танка З.Ф. Глушака, на уничтожение ДОТа требовалось два выстрела, а проход в надолбах шириной 8 метров обеспечивался за пять залпов.
После окончания кампании испытания продолжились и быстро выявили целый спектр проблем. КВ-2 унаследовал от базовой версии все «болячки» — от перегрева и слабой трансмиссии до недоработанной ходовой части. Однако добавил и свои. Новая башня, спроектированная под тяжёлую гаубицу, оказалась чрезмерно массивной. Несмотря на идеальную балансировку орудия, при малейшем крене электропривод попросту не справлялся с её поворотом. Более технологичная низкая башня проблему не решила.
Мощный дизель В-2К номинально выдавал 600 л.с., но лишние тонны от брони и вооружения «съели» этот прирост мощности. При стрельбе с ходу танк не просто не мог прицелиться — отдача могла заглушить двигатель, а иногда и повредить его полностью. Увеличившаяся масса и габариты сделали пересечение мостов и водных преград серьёзной проблемой.
Даже эффективность орудия в разрушении заграждений оказалась переоценённой — гаубица дробила надолбы, но проехать сквозь оставшиеся обломки было невозможно. Приходилось вызывать сапёров.
Почему КВ-2 не пережил лета 1941 года
Пожалуй, главное достоинство КВ-2 — его бронирование. Он уверенно выдерживал попадания немецкой противотанковой артиллерии, а благодаря трём пулемётам был защищён от атак пехоты. В ближнем бою танк мог разнести вражеское орудие с одного выстрела. Известны случаи, когда отдельные КВ-2 надолго сдерживали продвижение вермахта.
Популярен миф, что генерал Гальдер был шокирован видом КВ и даже отказался верить в его существование. На деле, он уже на следующий день подготовил отчёт с техническими характеристиками танка, без паники и с оценкой угрозы. Немцы уже имели опыт борьбы с тяжёлыми танками во Франции (Char B1 bis) и действовали по отработанным схемам.
КВ-2 либо обходили, либо атаковали с нескольких сторон. Его добивали «восьмидесятками» Flak 88 или штурмовыми группами. Иногда — авиацией. И всё же это был достойный противник, если бы… не его врождённые конструктивные слабости.
Из примерно 200 выпущенных КВ-2 почти все были потеряны в первые недели войны. Да, отдельные экземпляры проявили себя героически, но в условиях стремительной, маневренной войны этот тяжеловес оказался неуместным. Он создавался для прорыва укреплённых линий, но летом 1941 года таких задач не было, и не ожидалось.
Для борьбы с танками его гаубица была чрезмерна, а скорострельность — удручающей. В метафорическом смысле, КВ-2 пытался давить тараканов кувалдой: эффектен, но неэффективен. Ужасная подвижность, ненадёжность, перегрузка экипажей, недостаток запчастей и горючего — всё это делало его мишенью, а не инструментом победы.
Сложные дорожные условия и неопытные экипажи лишь усугубляли ситуацию. Мало того, что танк часто застревал, так ещё и терял боеспособность без всякого боя. А высокий силуэт делал его отличной мишенью.
В истории КВ-2 остался как символ инженерной амбиции и тактической несвоевременности. Он родился в условиях позиционной войны, но попал в мясорубку блицкрига. Да, танк был грозным оружием — но только тогда, когда был на ходу, с полной заправкой и по подготовленному сценарию. В реальности лета 1941 года всё было иначе.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Так и закончилась история «башенного колосса» — громко начавшись, но быстро сгорев в огне войны, оставив после себя громоздкую, но яркую главу в летописи отечественного танкостроения.
Поделись видео:
