Loading...
Почему послевоенный советский танк Т-72 не устарел, и его очень любят военные даже сейчас? - новости Подоляка

Почему послевоенный советский танк Т-72 не устарел, и его очень любят военные даже сейчас?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
8
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Своим появлением танк Т-72 во многом обязан танку Т-64. Разработанный Морозовым Т-64 стал концептуальным прорывом и положил основу новому поколению этих боевых машин. Дался он нелегко и не с первой попытки, но в 1968-м году, получив 125-мм пушку Д-81, этот танк под индексом Т-64А стала лучшим основным танком в мире.

Но как раз из-за множества новаторских решений Т-64 получился очень дорогим, кроме того у него было множество болячек, требующих долгой доводки. Военные тоже не были от него в восторге, он требовал качественного высококвалифицированного обслуживания, механиков-водителей с высокой профессиональной подготовкой, аккуратного обращения.

Кроме того, двигатель для него могли делать только в Харькове, на родном заводе имени Малышева, где специально под него было организовано отдельное производство. Его мощностей хватало для планового серийного выпуска мирного времени на трех заводах, в Харькове, Ленинграде и Нижнем Тагиле. Но в случае войны, и резкого увеличения объемов, двигатель становился очень большой проблемой. В общем, на роль массового «мобилизационного» танка Т-64 подходил очень плохо.

Почему послевоенный советский танк Т-72 не устарел, и его очень любят военные даже сейчас?

Не случайно, в постановлении Совета министров СССР «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства» датированным августом 1967-го года прописано и создание «резервного», то есть упрощенного танка Т-64 с другим двигателем. Меньше чем через полгода, в январе 1968-го года министр оборонной промышленности Сергей Алексеевич Зверев издает приказ о начале разработки танка «особого» времени.

После возвращения из Нижнего Тагила в Харьков Морозова на «Уралвагонзаводе» осталось КБ, которое возглавил Карцев. Это был довольно молодой и амбициозный коллектив, которого абсолютно не устраивала функция технического сопровождения разрабатываемых в Харькове танков. Да и руководство завода не очень хотело заниматься производством навязанного решением сверху, но пока недоведённого танка. Тем более, что свое заводское КБ уже получило некоторый опыт при разработке танков Т-55 и Т-62.

Там и разработали мобилизационный вариант. Руководил проектом Карцев, ведущим конструктором стал его заместитель Венедиктов. Отличался этот вариант, в первую очередь челябинским дизелем В-45К, мощностью 730 л.с. Механизм заряжания «шестьдесятчетверки» заменили автоматом заряжания, более удачным конструктивно и уже опробованным на модернизациях танка Т-62.

В 1968-м году изготовили два прототипа и приступили к испытаниям. Потом сделали еще полтора десятка. К «Объекту 172» (такое обозначение получил упрощенный танк), в принципе, особых претензий не было. Портила впечатление малая надежность ходовой части, доставшейся по наследству. Но вмешиваться в конструкцию столь глобально тагильцам не разрешали, авторитет Морозова был непререкаем. Однако, в мае 1970-го года выходит еще одно постановление ЦК и Совета министров СССР «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». К этому времени Карцев ушел на повышение в Министерство обороны, главным конструктором становится Венедиктов.

Танк Т-64. Фото в открытом доступе.

Он вполне использовал возможности, предоставленные ему таким постановлением. В результате дальнейших доработок в «Объекте 172М» от Т-64А остаются только элементы композиционного бронирования, удачные бортовые коробки передач (правда, доработанные и не взаимозаменяемые) и танковое орудие.

Челябинцы форсируют двигатель до 780 л.с., под индексом В-46 он попадает на модернизируемую машину. Устанавливают уже апробированные двухступенчатый кассетный воздухоочиститель и доведенный до кондиции автомат заряжания.

Но, самое главное, танк, наконец, получает свою оригинальную ходовую часть. Диаметр опорных катков увеличили, сами катки получили резиновые бандажи. Ажурные траки Т-64 заменили более крепкими и широкими, конструктивно похожими на траки Т-62.

После заводских и полигонных, проводятся многомесячные совместные сравнительные испытания с танками Т-64А и Т-80. Испытывают их в разных климатических условиях, от Белоруссии до Средней Азии. «Объект 172М» проходит их достойно, показав при сравнимых боевых характеристиках более высокую надежность и ремонтопригодность.

В августе 1973-го года его принимают на вооружение, а в а в следующем году первые две сотни танков с индексом Т-72 поступают в войсковые части. На сегодня его сделали более 30 тысяч штук, танк до сих пор стоит на вооружении в четырех десятках стран. Танк успел поучаствовать в двух десятках войн и вооруженных конфликтов. Он воевал в Ираке, Сирии, Ливии, Боснии, Судане. Воюет он и сейчас.

Разумеется, за это время он подвергся ряду модернизаций, как советских и российских, так и зарубежных фирм, производящих его по лицензии.

«Объект 172». Фото в открытом доступе.

В 1979-м году появляется новый вариант Т-72А. На этой модификации улучшили защиту. Усилили бронирование, добавили бортовые противокумулятивные экраны и систему защиты от напалма. Вооружили более мощной пушкой 2А46, двигатель доработали до модификации В-46-6. Изменили и подвеску, динамический ход катков стал длиннее. Наводчик получил лазерный прицел-дальномер и ночной прицел, механик-водитель прибор ночного видения.

В танке Т-72Б, запущенном в серию с 1985-го года пушку 2А46 заменили на пушку — пусковую установку 2А46М, добавили комплекс управляемого вооружения «Свирь». Мощность двигателя В-84 выросла до 840 л.с. Значительно усилили бронирование, установили динамическую защиту «Контакт».

В 2006-м году Т-72Б2 устанавливается новое орудие 2А46М5 с многоканальным прицелом наводчика. Двигатель В-92С2 выдает мощность аж в 1000 л. с.

С 2011 по 2016 годы четыре доработки, проходящие под общим индексом Т-72Б3. Улучшения касаются ходовой части, комплексов защиты, прицелов.

Сейчас «Уралвагонзавод» поставляет в войска последнюю версию Т-72Б3М. Она вооружается 125-мм пушкой 2А46М-5-01. У нее значительно выше баллистика и снижена изнашиваемость ствола. Автомат заряжания приспосабливают под новые боеприпасы, в числе которых есть противотанковые ракеты, стрельба ими ведется из канала ствола.

Вспомогательное вооружение два пулемета. Первый, калибром 7,62 мм спарен с пушкой, более крупный, 12,5 мм имеет дистанционное управление.

Система управления огнем автоматизирует наводку и прицеливание. В нее помимо всего прочего входит автомат сопровождения цели и тепловизор с дальностью обнаружения до 5 километров. Танк оборудован стабилизатором вооружения.

Танки «Объект 172» и «Объект 172М». фото в открытом доступе.

Двигатель В-92С2Ф развивает мощность 1130 л. с. Трансмиссия с автоматизированной коробкой передач усилена. Доработанная ходовая часть обзавелась новыми траками с параллельным шарниром. Благодаря этому улучшилась динамика, маневренность и подвижность. 46-ти тонная машина может двигаться по шоссе со скоростью 65 км/ч и до 45 км/ч по грунтовым дорогам.

Механик-водитель получил цифровой дисплей, на котором отображаются данные о работе узлов и агрегатов. На этом же дисплее можно увидеть и изображение с камеры заднего обзора.

Модификация Т-72Б3М отличается и повышенной защищенностью. По опубликованным в открытой печати данным, по пробиваемости лоб корпуса соответствует 600 мм сплошной брони, лоб башни эквивалентен 1000 мм.

На танке установлена динамическая защита «Реликт», на сегодня самая совершенная на российских танках. Борта и корма танка прикрыты дополнительными решетчатыми противокумулятивными экранами. В наличии система защиты от оружия массового поражения.

Подводя итог, хочется сказать, что Т-72 создавали очевидно талантливые люди. Они сделали танк для армии. Это мощно вооруженная и хорошо защищенная машина, при этом относительно дешевая, надежная и ремонтопригодная. Т-72 яркий пример «рабочей лошадки» танковых войск, универсальный боец, пригодный для массового производства и применения, как когда-то был Т-34.

Уже в первом боевом крещении, во время сирийско-израильской войны 1982-го года он продемонстрировал свою боевую мощь и полное превосходство над М-60 и «Меркавой». Во время операции «Буря в пустыне» «Абрамсы» уклонялись от прямого боевого столкновения с Т-72, предпочитая вызывать авиацию либо массированную артиллерийскую поддержку.

Танк Т-72Б3М. Фото в открытом доступе.

И это не удивительно, после распада СССР американцам удалось провести полигонные испытания обстрелом попавшего в их руки танка Т-72 с комплектом динамической защиты «Контакт-5». К изумлению испытателей пробить его не смогли лучшим на тот момент американским противотанковым боеприпасом M829A1. Потребовалось около десяти лет на разработку снарядов, способных его пробивать.

Секрет его долголетия заключается в заложенном при проектировании огромном ресурсе для последующих модернизаций. Именно это позволило ему в течение четырех десятков лет оставаться актуальной и востребованной боевой машиной. Причем изменения поражают, по боевым качествам первый Т-72 «Урал» и сегодняшний Т-72Б3М совершенно разные танки с разными возможностями. Роднит их только индекс Т-72, который стал символом танковой мощи России.

+1
0
+1
8
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии