Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В предвоенное время советские танкостроители прекрасно обходились без дизельных двигателей. На бензине работали легкие танки Т-37, Т-38, Т-40, Т-26. В принципе им вполне хватало доработанных автомобильных карбюраторных двигателей мощностью менее сотни лошадиных сил.
Колесно-гусеничные танки БТ-2 и БТ-5 получили авиационные двигатели М-5 мощностью 400 лошадиных сил. Еще более мощные авиационные М-17 (500-650 л.с) устанавливались на БТ-7, Т-28 и Т-35.
Даже шестидесятитонные опытные монстры СМК и Т-100 вполне обходились карбюраторными двигателями ГАМ-34 (тоже с авиационными корнями) с уже впечатляющей мощностью 850 лошадиных сил. Вроде, никаких проблем не предвиделось, тем более что авиационные двигатели все больше адаптировались под танки.
Тем не менее, перед самой войной на танки в массовом порядке стали устанавливать дизеля. Двигатель В-2 с мощностью 500 лошадиных сил на БТ-7М и Т-34, 650-ти сильный В-2К на танки КВ. Почему им отдали предпочтение, ведь по характеристикам вполне хватало уже освоенных в производстве более дешевых и надежных М-17?
Мотор М-17 был в три раза дешевле, в ценах 1940-41 годов стоил 18 900 рублей, тогда как дизель В-2 обходился бюджету в 61 700 рублей. Кроме того, двигатели М-17 переболели детскими болезнями и к концу 1936 года их ресурс вырос со 100 моточасов до 400 на стенде и 250-ти в танке. В-2 был еще откровенно сырой и отрабатывал на стенде до 150-ти моточасов, в танке еще меньше.
Попробуем разобраться, почему дизелю все-таки отдали предпочтение. Сразу, чтобы не возникало вопросов, хочу уточнить, что это относится только к средним и тяжелым танкам. На легких дизельный двигатель (половинку В-2) должен был получить танк Т-50, но в военное время его производство развернуть не удалось и Т-60, Т-70, Т-80 и САУ СУ-76 так и остались с карбюраторными двигателями. Объясняется это в первую очередь тем, что к их производству можно было подключить не специализированные танковые, а автомобильные заводы.
№5 Пожаробезопасность
Это, пожалуй, наиболее популярная причина, ставшая легендой отечественного танкостроения. Рассказ о том, как Сталину (возможная версия Ворошилову) показали фокус с двумя ведрами (солярки и бензина) и горящим факелом кочует по интернету. По легенде, ведро с бензином вспыхнуло, только к нему поднесли факел, а солярка не только не воспламенилась, но и погасила факел, когда его засунули прямо в ведро.
На самом деле, солярку действительно труднее поджечь, но еще сложнее погасить. А ее пары взрываются лучше бензиновых. При попадании бронебойного снаряда в двигатель вероятность его возгорания ниже, при попадании в бак картина противоположная. В целом, горели дизельные танки не хуже бензиновых. По статистике даже чаще: по данным осени 1942-го года по количеству пожаров дизельные Т-34 обгоняли бензиновые Т-70 (23% против 19%).
В аналитическом отчете специалистов НИИБТ Полигона, который объяснял почему, по их мнению, немцы выбрали бензиновые двигатели среди прочих есть довольно примечательный пункт:
«весьма значительным в боевых условиях процентом пожаров танков с дизелями и отсутствием у них в этом отношении значительных преимуществ перед карбюраторными двигателями, особенно при грамотной конструкции последних и наличии надежных автоматических огнетушителей».
№4 Мощность и крутящий момент
Бензиновые двигатели при сопоставимых размерах обычно выдают более высокую максимальную мощность. Это отражается на динамике и максимальной скорости. Однако, для ее достижения двигатель необходимо «раскрутить», то есть увеличить обороты.
Дизель же обладает более высоким крутящим моментом, причем развивает его на низких оборотах. Дизель уверенно «тянет» на низких оборотах, что делает его предпочтительнее для тяжелых машин, особенно при движении по пересеченной местности или бездорожью.
В целом, в условиях, в которых обычно работают танки, дизельный двигатель выглядит более оптимальным решением исходя из его тяговых характеристик.
№3 Экономичность
КПД дизельного двигателя выше, чем у бензинового. У них он может достигать 35%, в то время, как у бензиновых в пределах 25%. Объясняется это более высокой степенью сжатия и особенностями воспламенения и сгорания топливной смеси в цилиндрах, тепловые потери у дизеля меньше.
Солярка плотнее бензина и более энергоэффективна, при ее сгорании выделяется больше энергии. Все это в совокупности приводит к тому, что дизель расходует меньше топлива на одинаковую работу (грубо говоря, пройдённое танком расстояние). Он потребляет в среднем на 30% меньше топлива, чем бензиновые двигатели.
Это не только облегчает снабжение горючим танковых частей (что само по себе уже немаловажно), но и серьезно повышает автономность танка по запасу топлива. К примеру, танк БТ-7 на одной заправке мог проехать почти 400 километров на гусеницах и 500 на колесах, что уже выдающийся результат.
Но его дизельная модификация БТ-7М несмотря на то, что был почти на тонну тяжелее показывал совсем феноменальные результаты. Его запас хода составлял 600 километров на гусеницах и 700 на колесах. У Т-34 тоже довольно высокие показатели мог проехать по шоссе четыре сотни километров.
Собственно, это один из решающих аргументов с учетом советской военной доктрины, разработанной в соответствии с теорией «глубокой операции». Часто среди недостатков дизеля упоминают невозможность использовать трофейное топливо противника, но это не выдерживает никакой критике. Рассчитывать в прорыве на то, что противник любезно расставит на пути следования топливные склады по меньшей мере наивно.
№2 Обслуживание
Большинство экспертов сходятся во мнении, что текущее обслуживание дизеля в принципе проще из-за отсутствия карбюраторов и системы электроискового зажигания, требующих довольно точных регулировок. Бонусом к этому идет снижение уровня помех для радиосвязи. Хотя сама искра появляется в цилиндрах и в значительной мере ими экранирована, значительные импульсы идут от высоковольтной проводки, катушками, прерывателями и другими элементами системы зажигания.
№1 Ориентированность топливной отрасли
Постановление «О положении в нефтяной промышленности» вышло еще в тридцатом году. В нем в качестве приоритетного рассматривался переход на тяжелое топливо. Причина довольно банальна, в Советском Союзе крайне не хватало мощностей для обработки легких фракций нефти и получения высококачественного бензина.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Танки довольно прожорливы, а их собирались производить десятками тысяч. Естественно разумнее их перевести на более дешевую и доступную солярку, особенно с учетом что высококачественный бензин требуется авиации, а более низкосортный нужен автотранспорту.
Поэтому работу над танковым дизелем начали уже в тридцать первом году. Первый прототип В-2 появился уже в тридцать третьем. Однако проектирование оказалось довольно сложным делом и затянулось. Так что установка дизеля на танки была вполне запланированным мероприятием и началась сразу, как только в декабре 1939-го года дизель В-2 наконец прошел испытания и был принят на вооружение.
Поделись видео:
