Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Большинство немецких танков времен Второй мировой войны были вооружены пушками с дульным тормозом на стволе. Впервые он появился на Pz. IV Ausf. F2, получившем длинную пушку калибром 75 мм, есть он у «Пантеры» с пушкой такого же калибра, дульными тормозами оснащены 88 мм орудия «Тигра» и «Тигра II», более известного как «Королевский тигр». Возникает интересный вопрос, почему на советских танках со схожим калибром (76 мм у Т-34 и КВ, а также 85 мм у Т-34-85, КВ-85 и ИС-1) его не было?
Еще более интересный вопрос, который только запутывает тему, это почему он есть на САУ СУ-76 с пушкой того же калибра, что и у танка Т-34, но его нет на САУ ИСУ 122, в то время как его поставили на «однокалиберный» с нею базовый танк ИС-2? Особенно загадочно это выглядит для САУ СУ-76, но об этом секрете я расскажу в самом конце статьи.
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала следует разобраться что такое дульный тормоз и зачем он вообще нужен. Как известно, при выстреле возникает импульс, направленный в сторону противоположную направлению полета снаряда или отдача.
Если орудие жестко закреплено, все силы воспринимает опора. Когда опору требуется разгрузить (лафет полевого орудия или башня танка не могут выполнять функции каземата), оно подвижно и отдача гасится противооткатными устройствами. Чем больше мощность орудия, тем больше отдача, и, соответственно, возрастают габариты и масса этих устройств, а также длина отката.
Особую актуальность эта тема приобрела в начале Второй мировой войны, когда танки перестали рассматриваться как исключительно противопехотное и противофортификационное средство, м у них появилась новая задача бороться с себе подобными.
Начался поединок брони и вооружения. Танки быстро нарастили защиту, пушки небольшого калибра и короткоствольные более крупного перестали пробивать толстое противоснарядное бронирование. В них стали устанавливать по сути противотанковые пушки, имеющие гораздо большую мощность, а, следовательно, и силу отдачи. В ограниченном пространстве башни очень трудно разместить объемные противооткатные системы с большой дальностью отката. Танки стали оснащать дульными тормозами.
Дульный тормоз — это устройство, которое использует кинетическую энергию вылетающих из ствола вслед за снарядом пороховых газов и снижает отдачу. Грубо говоря, газы, попадая в него меняют направление движения и «толкают» орудие в противоположную направлению отдачи сторону. Дульный тормоз снижает силу отдачи на 30-50%.
В общем случае, его применение позволяет делать полевые орудия более лёгкими и компактными не теряя мощности, а для бронетехники «вписывать» более мощные артсистемы без увеличения габаритов башни.
Неужели советские разработчики об этом не знали? Конечно, это не так. Что же послужило причиной отказа от дульных тормозов? В большинстве источников основной причиной называется то, что военные были категорически против его применения. Действительно, за все преимущества приходится чем-то расплачиваться.
Дульный тормоз отводит пороховые газы в сторону. Создаваемое при этом облако пыли не только демаскирует танк, но и перекрывает обзор наводчикам и командирам, что гораздо существеннее. Они часто просто не видели, куда попал их снаряд и не могли сделать необходимую корректировку перед следующим выстрелом.
Мешал дульный тормоз и пехоте, сопровождавшей танки. Он значительно повышает громкость выстрела, звуковая волна запросто могла контузить бойцов, идущих между танками или сидящих десантом на броне. Кроме того, дульный тормоз создает позади дульного среза зону вылетевших из него пороховых газов с высокой температурой, что тоже опасно для пехотинцев, оказавшихся рядом с танком при выстреле.
В целом, учитывая все плюсы и минусы, дульный тормоз ставится при крайней необходимости, когда отдача настолько сильная, что может разрушить саму конструкцию, а альтернативными решениями погасить ее энергию невозможно. В первую очередь это относится к танкам, где места для увеличения отката довольно ограничено, в меньшей степени касается самоходных орудий с их большей по объему рубкой.
Решение о применении дульного тормоза в общем случае принимается исходя из огневых характеристик пушки, используемых боеприпасов и параметров лафета или башни.
76,2 мм пушки Ф-34 с длиной ствола 41,5 калибров трудно назвать противотанковыми, они были скорее универсальными. Особой мощностью не отличались и вполне вписывались в башни Т-34 и КВ. Дульный тормоз для них был просто не нужен.
Немного сложнее было с 85 мм орудием. Пушка Д-5Т была довольно крупной по размеру и даже в увеличенной башне кроме нее помещалось только два человека. В итоге на вооружение Т-34 ее не приняли, она устанавливалась на первые Т-34-85 только в качестве временного решения. Впрочем, она неплохо прижилась на САУ СУ-85, где ее размеры были не так критичны.
Новая пушка С-53 разрабатывалась на основе зенитного орудия 52-К, использование которого без дульного тормоза просто запрещалось, так как он гасил 30% энергии отдачи. Отказ от него привел к тому, что противооткатные устройства С-53 просто разрушались. Проблему удалось решить на пушке ЗИС-С-53 с новыми противооткатными устройствами. Впрочем, некоторые эксперты считают, что чудес не бывает и несмотря на утверждения справочников пришлось пожертвовать снижением баллистических характеристик.
Немецкие 75 мм пушки KwK 40 L/48 были более длинные (48 калибров), использовали более мощный выбрасывающий заряд, имели более высокую начальную скорость снаряда (990 м/с против 680 м/с у Ф-34). Использование их без дульного тормоза было довольно затруднительно. Пушка «Пантеры» 75-мм KwK 42 с длиной ствола 70 калибров была еще мощнее.
Еще больше разница в мощности заметна на 88 мм пушке «Тигра» KwK 36. Ее пороховой заряд был намного мощнее, чем у 85 мм ЗИС-С-53 (гильза толще и в два раза длиннее). Дистанция эффективного огня значительно больше, настильность траектории лучше. Тут уже без дульного тормоза было просто не обойтись. При его повреждении предписывалось выходить из боя, так как орудие силой отдачи просто разваливало накатник.
Первым и единственным советским танком времен войны, снабженным дульным тормозом стал ИС-2. Его 122 мм орудие Д-25Т была спроектирована на базе корпусной пушки А-19. Примечательно, что сама пушка А-19 дульного тормоза не имела. Без особых переделок она встала и в САУ ИСУ-122. Но вот башня ИС-2 была более тесная. Противооткатные устройства пришлось делать более компактными и для смягчения отдачи Д-25Т оснастили дульным тормозом.
Надо сказать, что немцы тоже поступали аналогичным образом. Если САУ StuG 40 были оснащены дульным тормозом, отчасти, чтобы разгрузить при выстреле шасси базового танка Pz. III снабжались дульным тормозом, то на ярко выраженных истребителях танков «Хетцер», Panzer IV/70 и «Ягдтигр» предпочли обходиться без него, чтобы не демаскировать «охотников» поднимающимся облаком пыли.
Осталось пояснить, почему СУ-76 получила дульный тормоз, хотя он был ей совсем не нужен, более того, учитывая то, что они предназначались в основном для огневой поддержки пехоты даже вреден. Ответ довольно банальный. СУ-76 была вооружена 76 мм противотанковой дивизионной пушкой ЗИС-3, которую устанавливали на нее практически без переделок.
В свою очередь ЗИС-3 сделали, установив 76 мм ствол дивизионного орудия Ф-22УСВ на легкий лафет 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2. Чтобы компенсировать увеличившуюся силу отдачи не увеличивая лафет и массу орудия, его снабдили дульным тормозом. Вместе с ней он переехал и на СУ-76, делать специальную модификацию пушки для САУ посчитали излишним.
В целом, появление дульного тормоза объясняется только технической необходимостью, необходим трезвый и взвешенный подход, позволяющий выбрать наиболее оптимальное и эффективное в каждом конкретном случае решение. На большинстве современных танков с гладкоствольными орудиями от его применения отказались.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Помимо уже перечисленных недостатков у дульного тормоза есть и другие, ставшие актуальными в послевоенное время. Это неравномерный откат орудия, который снижает точность стрельбы и дает неравномерную нагрузку на орудийные системы стабилизации. Кроме того, с ним невозможно стрелять оперенными боеприпасами, их поддон раскрывается преждевременно при проходе через дульный тормоз, что приводит к повреждению орудия.
Поделись видео: