Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Этот танк стал воплощением самых передовых наработок советского танкостроения. По совокупности огневой мощи, защищенности и подвижности не имел себе равных на момент появления, внушал трепет одним своим видом, но опоздал на свою войну и в итоге так и не снискал боевой славы. Речь, конечно, о тяжелом танке ИС-3.
В новой статье я собрал для вас пять интересных фактов об этой неординарной машине.
Факт №1. Не успел на войну
Начну с факта из заголовка. Вопреки довольно популярным слухам, ИС-3 не участвовал ни в заключительных боях Великой Отечественной войны весной 1945-го, ни в разгроме Квантунской армии Японии в Манчжурии в августе того же года. Почему? Причины прозаичны.
Против Германии ИС-3 никак не мог успеть повоевать, поскольку официально танк приняли на вооружение 29 марта, а собирать первые серийные машины начали в двадцатых числах апреля. При этом к тому моменту еще не были завершены все испытания, поэтому они фактически шли одновременно с началом производства.
В армию новейшие танки попали в июне, но пока еще были не вполне боеспособны из-за ряда «детских болячек». Главных проблем было две: перегрев двигателя и хрупкая броня башни.
Уже полностью боеготовые машины стали поступать в полки только к концу августа, а наступление советских войск, в ходе которого была разгромлена японская Квантунская армия (Маньчжурская стратегическая наступательная операция), проходило с 9 по 20 августа. Да и будем откровенны: не было никакого смысла гнать через всю страну новейшие танки, поскольку для них просто не было достойного противника среди японской бронетехники.
Но для ИС-3 запланировали еще одну важную операцию — психологическую. В ходе нее он оказался в Берлине. 7 сентября 1945 года по улицам поверженной немецкой столицы прошли 52 танка из состава 2-й Гвардейской танковой армии. Это был парад союзников по Антигитлеровской коалиции в честь окончания Второй мировой войны.
ИС-3 произвели сильнейшее впечатление на почти уже бывших союзников, у которых на тот момент не было ничего равного ИС-2. Появление такого серьезного аргумента в какой-то степени могло сыграть в качестве сдерживающего фактора.
Есть даже байка, что после этого американцы перевели свой M26 Pershing из тяжелых в средние. Но спешу разочаровать: изначально средний M26 назвали тяжелым для подъема боевого духа, а потом «понизили» обратно лишь в январе 1946 года.
Факт №2. Создан на основе двух конкурировавших проектов
ИС-3 стал результатом работы двух КБ: Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и опять же челябинского опытного завода №100. Подробно расписывать процесс создания не буду, отмечу лишь, что оба коллектива работали над модернизацией танка ИС-2.
Проект танка от ЧКЗ (Объект 701-А, позже переименован в «Кировец-1») получил ту самую башню приплюснутой формы, за счет которой увеличивалась вероятность рикошета снарядов.
По легенде, разработавший ее конструктор Михаил Балжи вдохновился формой мыльницы. Еще одним интересным нововведением были подкрылки бортов, выполненные с развалом наружу в 60 градусов, что также повышало бронезащиту.
Проект завода №100 (ИС-2У), в свою очередь, выделялся интересной V-образной формой ВЛД (верхней лобовой детали) корпуса. Да, это был тот самый «щучий нос».
Поскольку оба проекта содержали интересные решения, ГБТУ КА (Главное бронетанковое управление Красной армии) и НКТП (Народный комиссариат танковой промышленности) решили объединить проекты в один — Объект 703 . Именно он после ряда доработок и был запущен в серию под индексом ИС-3.
Интересно, что благодаря новым более рациональным формам корпуса и башни удалось существенно увеличить бронезащиту по сравнению с ИС-2 при незначительном росте массы: с 46 до 49 тонн. При этом ИС-3 выдерживал в лоб попадания из 88-мм противотанковой пушки PAK-43, которые для предшественника стали бы фатальными.
Факт №3. Производился чуть больше года
ИС-3 находился в серийном производстве с апреля 1945 по июль 1946 года включительно. За это время завод в Челябинске выпустил 2305 танков. Еще 10 машин установочной серии собрали ранее, в марте 1945-го.
По современным меркам это, конечно, фантастическая цифра. Однако производство остановили не из-за того, что выпущенных танков было достаточно. Дело в том, что в ходе эксплуатации были выявлены многочисленные недостатки, для устранения которых позже провели программу модернизации УКН (устранение конструктивных недостатков).
Проблемы во многом были обусловлены тем, что танк конструировался и испытывался в максимально сжатые сроки, как это было принято во время войны. Завод также работал в прежнем режиме, благодаря чему с апреля по декабрь 1945-го собрали 1700 танков. Но из-за этого страдало качество, да еще и танк не был до конца испытан. Если для условий военного времени, когда танки постоянно несут потери в боях, их низкая надежность не так критична, то для долгосрочной эксплуатации в мирное время такая техника не годится.
Вместо ИС-3 в производство запустили ИС-4, который являлся не развитием предшественника, а еще одной разработкой КБ ЧКЗ, работы по которой поставили на паузу из-за принятия на вооружение ИС-3. С ним получилось не лучше: всего 259 машин, низкая надежность и проходимость и снова необходимость модернизации с устранением недостатков только что выпущенных танков.
Факт №4. Стал единственным послевоенным тяжелым танком, принявшим участие в широкомасштабных боевых действиях
Как я уже упоминал выше, ИС-3 не успел принять участие в Великой Отечественной войне, хоть его и очень спешили запустить в серию.
Однако при этом он все равно повоевал позже и стал последним советским тяжелым танком, принявшим участие в боевых действиях.
Поясню. Кроме ИС-3, после 1945 года производились ИС-4 и Т-10, но они нигде не воевали. Да, Т-10 входили в Чехословакию в 1968-м, но полноценных боев с применением танков там не было.
ИС-3, в свою очередь, применялись в ходе событий в Венгрии в 1956-м году. Тогда в уличных боях были потеряны и повреждены несколько танков.
Порядка 110 танков во второй половине 1950-х и первой 1960-х были поставлены в Египет. Они активно применялись в 1967 году в Шестидневной войне против Израиля.
Успешным участие ИС-3 в тех боях назвать трудно по разным данным египтяне тогда потеряли от 46 до 72 танков, при этом большую часть экипажи бросили в исправном виде.
Непосредственно в бою советским тяжелым танкам из 1940-х было трудно противостоять израильским M48 и «Центурионам», имевшим более современное прицельное оборудование, стабилизаторы и более скорострельные орудия. Также часто пеняют на низкий уровень подготовки египетских танкистов.
Израиль никогда не разбрасывался трофеями, поэтому захваченные танки поступили на вооружение либо в первозданном виде, либо в качестве тягачей или подвижных огневых точек. Пару таких машин в ходе уже Войны Судного дня 1973 года египтяне захватили обратно. А вот о применении израильтянами ИС-3 в боевых операциях именно в качестве танков информации нет.
Больше ИС-3 в полномасштабных конфликтах не участвовал. Был, конечно, еще один известный эпизод в 2014-м. Кто знает, напишите в комментарии.
Значит ли все это, что ИС-3 был плохим танком? Вовсе нет. Просто его время уже ушло. На момент появления ничего равного у потенциальных противников СССР просто не было.
Факт №5. Снимался в кино в роли КВ
После Великой Отечественной войны в СССР не особо церемонились с техникой военного периода. Армия активно перевооружалась в соответствии с запросами времени, а стране нужен был металл, поэтому старые танки, исчерпавшие свой ресурс (а у машин военного периода он был не очень большой), списывались и отправлялись на металлолом. В результате до нашего времени легендарные КВ-1 и КВ-2 сохранились буквально в единичных экземплярах. И те не являются ходовыми.
Это в целом и объясняет, почему ИС-3 неоднократно снимались в советских фильмах о Великой Отечественной, изображая своих предшественников.
Пожалуй, самым ярким эпизодом их участия является сцена из эпопеи «Блокада», снятой в 1970-е. В ней как минимум четыре ИС-3 идут на немцев в контратаку под Ленинградом в конце лета 1941 года. Один из героев, увидив танки, радостно кричит «Наши! Кировские!» и потом рассказывает танкисту, что машины собирали при нем. Танкист, в свою очередь, отмечает, что броню немецкие снаряды не берут, а на этой машине он планирует дойти до Берлина. Очевидно, что ИС-3 в этой сцене играли КВ-1.
ИС-3, кстати, действительно собирались на Кировском заводе, только в Челябинске, куда его в начале войны эвакуировали из Ленинграда.
Поделись видео: