Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Комедия Алексея Коренева «Большая Перемена» стала настоящим хитом среди зрителей. Да, все с большим интересом наблюдали за тем, как вчерашний студент а ныне учитель в вечерней школе налаживает жизнь своих взрослых учеников, которые даже старше чем он сам.
Особенно зрители полюбили главного героя — того самого школьного учителя Нестора Петровича Северова. Но самое удивительное, что сам Михаил Кононов терпеть не мог своего персонажа, да и сам фильм он не очень любил. Но почему? И зачем он вообще согласился в нем сниматься? Сейчас узнаем.
«Я себя преодолел — значит, я актёр»
До «Большой перемены» Михаил Кононов не раз доказывал, что способен на серьёзные и глубокие роли. Он уже успел сняться в таких популярных фильмах как «Начальник Чукотки», «На войне как на войне», «Андрей Рублёв» и др. В каждом фильме он был настоящим. И, по его собственному признанию, именно в этих работах он чувствовал себя на своём месте.
Изначально, роль Нестора Петровича должен был сыграть Андрей Мягков, но тот выставил условие, что в фильме одну из главных ролей должна будет сыграть его жена — актриса Анастасия Вознесенская. Режиссер не пошел на такиу уступки, поэтому решил предложить эту роль Михаилу Кононову.
Сценарий «Большой перемены» привёл Кононова в ступор. Он сам потом говорил, что пришёл в ужас от прочитанного. Но всё же согласился сниматься. Почему? Потому что решил, что если сможет сыграть то, что ему внутренне не близко — значит, он действительно профессионал своего дела.
Равнодушие к успеху
Фильм «Большая перемена» стал народным хитом. Его смотрели, пересматривали, обсуждали и цитировали. Зрители полюбили образ молодого, немного наивного, но честного учителя вечерней школы. Но Кононову было все равно на ту славу, которая свалилась на него после успеха именно этого фильма.
Как вспоминала дочь режиссёра Алексея Коренева, Михаил Сергеевич открыто демонстрировал своё равнодушие к проекту. Он был отстранён, холоден и даже не особенно доверял режиссёру. Да и во время перерыва он совсем не общался с коллегами, а держался от всех особняком, почитывая журналы, и показывая свое полное равнодушие. Всё это выливалось в напряжённую атмосферу на съёмочной площадке.
Сцены, скандалы, нервотрёпка
С каждым днем напряжение в коллективе становилось всё масштабнее. Например, сцена на шинном заводе, где Нестор Петрович уговаривает Федоскина (Юрий Кузьменков) вернуться в школу, чуть не закончилась настоящей ссорой между Михаилом Кононовым и Юрием Кузьменковым. Актёры так вошли в раж, что стали спорить уже не по сценарию. Когда режиссёр попросил переснять сцену, Кононов просто ушёл. За это он получил выговор и попал под угрозу лишения премии. Пришлось ему все таки согласиться на пересъемку сцены на следующий день.
Кузьменков потом рассказывал, что у Кононова были комплексы, и он всегда хотел быть первым. А самого Нестора Петровича он считал слишком лёгкой и несерьёзной ролью, и даже почти стыдной.
В другой раз он сильно обидел Наталью Богунову — ту самую Светлану Афанасьевну. Он довёл ее буквально до истерики. По словам сценариста Георгия Садовникова Кононов таким образом просто «заряжался». Ему нужно было спровоцировать конфликт, чтобы настроиться на съемку. И его совсем не волновало, что от этого морально пострадает другой человек.
А тем временем Наталья Богунова лила слезы не переставая. После такого ее еле удалось успокоить.
По правде сказать, Кононова даже где-то можно понять. Он был актёром драматическим, с внутренним миром, с переживаниями. А после успеха «Большой перемены» его стали воспринимать как комедийного актера, и звали в в основном сказочки и лёгкие фильмы.
Пик его популярности пришёлся на «Большую перемену» и «Гостью из будущего» и именно эти роли закрепились в памяти у зрителей. А роли, в которых он действительно играл по-настоящему, практически ушли в тень. Нет, конечно, он сыграл множество интересных ролей, но согласитесь, что «Большая перемена» стала его самой популярной работой в кино.
Как сам писал в мемуарах (которые, к слову, так и не опубликовали):
«В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним»
Жизнь после «Большой перемены»
В 90-х Кононов почти не снимался. Нет, конечно, где-то он появлялся, да и периодически он занимался озвучкой, но все то было не то. В 2000-х ситуация стала ещё печальнее: не было ни ролей, ни денег. А когда он серьёзно заболел, оказалось, что и на лекарства средств нет.
Он даже написал мемуары (отрывок из которых я привел выше), надеясь, что это поможет поправить его финансовое положение. Вот только ни одно издательство его мемуары так и не напечатало. Ни советская слава, ни любовь публики не спасли. В 2007 году актера не стало.
Он остался в памяти народным любимцем и тем самым добрым, отзывчивым и даже где-то наивным, но обаятельным учителем, несмотря на то, что сам он этот образ терпеть не мог. Это и есть настоящий профессинализм.
Поделись видео: